Сибирские огни № 10 - 1972

раскрывается понятие долга. Автору уда­ лось глубоко показать смысл и значение этой категории в марксистско-ленинской этике. В классовом антагонистическом общест­ ве «должное» вытекает из интересов клас­ сов, поэтому требование к личности носит противоречивый характер: официальное обоснование должного поведения всту­ пает в конфликт с требованиями, которые диктуются исторической необходимостью. Только в условиях социализма долг обосновывается общественным благом. «Все во имя человека, для блага человека» — этот принцип, провозглашенный в Програм­ ме КПСС, неразрывно связан с понятием общественного, трудового долга. В. Ребрин различает «общественный» и «моральный» долг. Говоря об общественном долге, он отмечает, что в нем концентриро­ ванно выражаются все обязанности личнос­ ти, коллектива перед обществом в целом. В моральном же долге содержатся не толь­ ко требования общества по отношению к человеку, но и обязанности социальных общностей, «вытекающие из объективных потребностей строительства коммунизма, одобряемые общественным мнением и вы­ полняемые людьми по их внутреннему убеждению, добровольно, привычно». Убежденность, добровольность, высокая сознательность — это те необходимые ка^- чества, которые характеризуют моральный уровень личности, когда речь идет об ис­ полнении ею необходимых общественных обязанностей. Для социалистической этики вовсе не безразлично, отмечает автор, сознательно и свободно или механически, бездумно выпол­ няют свой долг советские люди. Нам не все равно, из каких внутренних побуждений и даже с каким настроением и чувствами они его выполняют — с приподнятым или подав­ ленным, с желанием или нехотя, с гор­ достью и радостью за трудовые достиже­ ния своего коллектива или с безразличием ко всему происходящему вокруг. Заслуживает внимания читателя тесная связь должного поведения личности с таки­ ми чертами ее характера, которые прояв­ ляются в ее честности, добросовестности, порядочности. Автор справедливо считает ошибочным представление, будто долг есть нечто казенное, формальное, и надо поступать «не по долгу, а по совести». Противоречие это отмечается при непра­ вильном воспитании личности, или — когда требование, предъявляемое к человеку в качестве долга, на самом деле таковым не является, а выступает как псевдодолг. При этом не всегда общественное мнение мо­ жет выступать подлинным критерием мо­ ральности. Истинность общественного мне­ ния определяется тем, насколько оно верно выражает требования коммунистической нравственности. Понятие о чести и само чувство достоин­ ства и порядочности личности следует то­ же рассматривать исходя из того, как она выполняет свой общественный долг. В тех случаях, когда чувства личного достоинства и чести отрываются от добросовестного вы­ полнения долга работником, они могут пре­ вратиться в высокомерие, зазнайство и чванство. В книге В. Ребрина «Общественное бла­ го и общественный долг» сделана удачная систематизация основных этических поня­ тий, и она представляет несомненный инте­ рес для тех, кто всерьез задумывается об идейно-воспитательной работе в коллек­ тиве. А. ОРЕХОВСКИЙ История Кузбасса, ч. I—II. Кемерово, кн. изд., 1967, ч. III. Кемерово, кн. изд., 1970 Авторскому коллективу трехтомной «Ис­ тории Кузбасса», подготовленной под руко­ водством академика А. П. Окладникова и профессора 3. F. Карпенко, пришлось идти непроторенным путем, самостоятельно раз­ рабатывать довольно обширный круг про­ блем, связанных с историей Кузнецкого бас­ сейна. «История Кузбасса» основательно фундирована источниками, извлеченными из местных и центральных архивов и впер­ вые введенными в научный оборот. Авторы дают в основном правильную и оправданную (с учетом специфики Кузбас­ са) периодизацию исторических событий. Первая часть охватывает период с древней­ ших времен до Великой Октябрьской со­ циалистической революции. Вторая часть посвящена истории Кузбасса от революции до начала социалистической индустриали­ зации. И, наконец, в третьей части осве­ щаются исторические события периода строительства социализма и коммунизма. Впервые в исторической литературе ав­ торский коллектив дал на основе достовер­ ных источников систематизированный об­ зор развития первобытнообщинных и пат­ риархально-феодальных отношений на тер­ ритории Кузбасса. Правильно, с учетом всех обстоятельств, решен в «Истории^ Куз­ басса» такой принципиально важный во­ прос, как присоединение Кузнецкой земли к Русскому государству. Авторы убедительно показывают, что коренное местное населе­ ние было заинтересовано в присоединении к наиболее сильному государству, каким являлось Русское государство по сравне­ нию с Джунгарией, державой алтын-ханов, или другими державами кочевников, не один раз возникавшими и рассыпавшимися в Монголии и Южной Сибири. Конечно, сбор царского ясака сопровождался бесчин­ ствами и насилиями. И, тем не менее, жизнь местного населения под охраной Русского государства была несравненно более спокойной и обеспеченной, чем при непрерывных набегах и междоусобных вой­ нах кочевых феодалов. В книге обстоятельно показан сложный процесс освоения Кузнецкой земли русским народом, открытие здесь руд и каменного угля, превращение Кузбасса в царскую горнозаводскую вотчину. Заслуживает боль­ шого внимания обобщаемый авторами ин тересный материал о разнообразных фор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2