Сибирские огни № 10 - 1972
раскрывается понятие долга. Автору уда лось глубоко показать смысл и значение этой категории в марксистско-ленинской этике. В классовом антагонистическом общест ве «должное» вытекает из интересов клас сов, поэтому требование к личности носит противоречивый характер: официальное обоснование должного поведения всту пает в конфликт с требованиями, которые диктуются исторической необходимостью. Только в условиях социализма долг обосновывается общественным благом. «Все во имя человека, для блага человека» — этот принцип, провозглашенный в Програм ме КПСС, неразрывно связан с понятием общественного, трудового долга. В. Ребрин различает «общественный» и «моральный» долг. Говоря об общественном долге, он отмечает, что в нем концентриро ванно выражаются все обязанности личнос ти, коллектива перед обществом в целом. В моральном же долге содержатся не толь ко требования общества по отношению к человеку, но и обязанности социальных общностей, «вытекающие из объективных потребностей строительства коммунизма, одобряемые общественным мнением и вы полняемые людьми по их внутреннему убеждению, добровольно, привычно». Убежденность, добровольность, высокая сознательность — это те необходимые ка^- чества, которые характеризуют моральный уровень личности, когда речь идет об ис полнении ею необходимых общественных обязанностей. Для социалистической этики вовсе не безразлично, отмечает автор, сознательно и свободно или механически, бездумно выпол няют свой долг советские люди. Нам не все равно, из каких внутренних побуждений и даже с каким настроением и чувствами они его выполняют — с приподнятым или подав ленным, с желанием или нехотя, с гор достью и радостью за трудовые достиже ния своего коллектива или с безразличием ко всему происходящему вокруг. Заслуживает внимания читателя тесная связь должного поведения личности с таки ми чертами ее характера, которые прояв ляются в ее честности, добросовестности, порядочности. Автор справедливо считает ошибочным представление, будто долг есть нечто казенное, формальное, и надо поступать «не по долгу, а по совести». Противоречие это отмечается при непра вильном воспитании личности, или — когда требование, предъявляемое к человеку в качестве долга, на самом деле таковым не является, а выступает как псевдодолг. При этом не всегда общественное мнение мо жет выступать подлинным критерием мо ральности. Истинность общественного мне ния определяется тем, насколько оно верно выражает требования коммунистической нравственности. Понятие о чести и само чувство достоин ства и порядочности личности следует то же рассматривать исходя из того, как она выполняет свой общественный долг. В тех случаях, когда чувства личного достоинства и чести отрываются от добросовестного вы полнения долга работником, они могут пре вратиться в высокомерие, зазнайство и чванство. В книге В. Ребрина «Общественное бла го и общественный долг» сделана удачная систематизация основных этических поня тий, и она представляет несомненный инте рес для тех, кто всерьез задумывается об идейно-воспитательной работе в коллек тиве. А. ОРЕХОВСКИЙ История Кузбасса, ч. I—II. Кемерово, кн. изд., 1967, ч. III. Кемерово, кн. изд., 1970 Авторскому коллективу трехтомной «Ис тории Кузбасса», подготовленной под руко водством академика А. П. Окладникова и профессора 3. F. Карпенко, пришлось идти непроторенным путем, самостоятельно раз рабатывать довольно обширный круг про блем, связанных с историей Кузнецкого бас сейна. «История Кузбасса» основательно фундирована источниками, извлеченными из местных и центральных архивов и впер вые введенными в научный оборот. Авторы дают в основном правильную и оправданную (с учетом специфики Кузбас са) периодизацию исторических событий. Первая часть охватывает период с древней ших времен до Великой Октябрьской со циалистической революции. Вторая часть посвящена истории Кузбасса от революции до начала социалистической индустриали зации. И, наконец, в третьей части осве щаются исторические события периода строительства социализма и коммунизма. Впервые в исторической литературе ав торский коллектив дал на основе достовер ных источников систематизированный об зор развития первобытнообщинных и пат риархально-феодальных отношений на тер ритории Кузбасса. Правильно, с учетом всех обстоятельств, решен в «Истории^ Куз басса» такой принципиально важный во прос, как присоединение Кузнецкой земли к Русскому государству. Авторы убедительно показывают, что коренное местное населе ние было заинтересовано в присоединении к наиболее сильному государству, каким являлось Русское государство по сравне нию с Джунгарией, державой алтын-ханов, или другими державами кочевников, не один раз возникавшими и рассыпавшимися в Монголии и Южной Сибири. Конечно, сбор царского ясака сопровождался бесчин ствами и насилиями. И, тем не менее, жизнь местного населения под охраной Русского государства была несравненно более спокойной и обеспеченной, чем при непрерывных набегах и междоусобных вой нах кочевых феодалов. В книге обстоятельно показан сложный процесс освоения Кузнецкой земли русским народом, открытие здесь руд и каменного угля, превращение Кузбасса в царскую горнозаводскую вотчину. Заслуживает боль шого внимания обобщаемый авторами ин тересный материал о разнообразных фор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2