Сибирские огни № 10 - 1972
Лирического героя книги постоянно забо тит одна возвышенная мысль, все то же «исповедание перед Временем»: «А что же я оставлю по себе на этой облюбованной планете?.. Кому и что я в сердце заронил?» Встав над мелочами и ничтожеством мимо- проходящей повседневщины. отчетливо со знавая. что годы его пошли под уклон, лирический герой полон раздумий, но не уныниТг О. если б в том кипеньи смысл имело лишь дело — не потешные дела! И —леший с ним, что лето отшумело, Обидно - осень круто подошла. А что диктует нам, вперед идущим. высокой страсти время и полет? Вставай лицом, но лишь к ветрам ревущим, чтоб как перед горой — перед грядущим не ощутить в усталом сердце лед!.. Книга Ильи Авраменко «Вечерний плёс» учит добру, правде. Она говорит об ответ ственности каждого из нас перед народом и временем. МИХАИЛ СКУРАТОВ С. Смоляницкий. Торопись с ответом. Ко роткие повести и рассказы. М., «Сов. Рос сия», 1971. Давно уже известно: чтобы стать хоро шим писателем, нужна «биография». Ины ми словами, нужен багаж впечатлений, а таким багажом обзавестись можно, лишь живя наполненной жизнью, будучи посто янно в круговороте событий, находясь на переднем крае той борьбы, которую ведет за лучшее будущее твой народ. С. Смоляницкому в этом смысле повез ло: он — участник Великой Отечественной войны, вместе с полком прошел путь до Берлина, был ранен; он познал студенче ские полуголодные будни, поступив сразу после войны на филологический факультет Московского университета; он хорошо изу чил жизнь и быт школьных учителей, по работав преподавателем литературы; он из брал в конце концов профессию журнали ста, но начал свой журналистский путь не в редакционной толчее, а в качестве соб ственного корреспондента «Литературной газеты» по Сибири. Именно сибирские мно гочисленные поездки, сибирские впечатле ния дали материал для первых книг С. Смоляницкого И в этих первых книгах четко выяви лась особенность писательского видения автора в каждом из своих героев он стре мится отыскать главное зерно, содержа нием которого предопределяются все по ступки, вся линия поведения данного чело века. Эта особенность с наибольшей вы пуклостью проявилась в последней кни ге— «Торопись с ответом». Герои ее— на ши современники, люди разных профессий: рабочие и журналисты, ученые и музыкан ты. Они проявляют себя в разных сферах, у всех у них совершенно несхожие харак теры и судьбы, но всех их объединяет главное зерно —стремление осознать свою- ответственность перед окружающими, пе ред обществом, перед самим собой за свою жизнь, за все содеянное. «Он не помнил, какие видения и лица возникали перед ним. Осталось ощущение: какая-то сила тащит и гащит его вниз, в черный провал, и он летит, и нет дна, только удар все ближе, неотвратимее — и вдруг он словно повисает, и теплые вол ны медленно вздымают его вверх... А иног да сквозь глухую, черную, давившую тол щу доносились какие-то звуки. Потом он стал различать голоса, шаги, отдельные слова... Когда Павел первый раз открыл глаза, с тех пор, как его привезли в больницу, прошло двое суток. В мерцающем свете показалось знакомое лицо — оно прибли жалось, словно пробивалось к нему, обре тая четкость, как в объективе, когда до биваешься резкости, но до того, как Павел увидел это лицо, он уже знал, что около него сиди г мать и держит его за руку. Он ощутил тепло ее пальцев и ладони —та кое знакомое, легкое и властное прикосно вение, передающее ему силу. Потом посте пенно, как из тумана, возникла вся комна та и сестра в белом халате, склонившаяся над столиком с лекарствами, и тогда Павел понял, что это больница. И снова его прон зило ощущение падения и неотвратимости удара. Но было уже не так страшно, по тому что рядом сидела мать и спаситель ный ток жизни исходил от ее руки». Это отрывок из повести, давшей назва ние книге. Но и в других повестях и рас сказах автор намеренно драматизирует события, обостряет ситуации, в которые ставит своих героев, потому что именно в такие острые моменты проявляется во всей полноте характер человека, его способность дать бескомпромиссный ответ, четко опре делить линию своего поведения. Помимо повестей, очерков, рассказов, автор успешно пробовал свои силы в дра матургии: на его счету несколько пьес. Ра бота над пьесами приучает к лаконизму, к отточенности диалога, когда в полную силу работает подтекст Вот это умение пе редать в диалоге внутреннюю напряжен ность ситуации, выявить не только харак теры, но и настроение героев в данный мо мент, подкупает и в прозаических произве дениях С. Смоляницкого. Читая книгу, не вольно ловишь себя на гом. что гы вслу шиваешься в интонацию разговаривающих между собой героев, видишь их жесты, улавливаешь мимику. Все это создает тот са мый эффект присутствия, благодаря которо му начинаешь воспринимать населяющих книгу людей, как свое окружение, как жи вую реальность Эю и есть главный признак, настоящей литературы. Г. ПАДЕРИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2