Сибирские огни № 10 - 1972

Лирического героя книги постоянно забо­ тит одна возвышенная мысль, все то же «исповедание перед Временем»: «А что же я оставлю по себе на этой облюбованной планете?.. Кому и что я в сердце заронил?» Встав над мелочами и ничтожеством мимо- проходящей повседневщины. отчетливо со­ знавая. что годы его пошли под уклон, лирический герой полон раздумий, но не уныниТг О. если б в том кипеньи смысл имело лишь дело — не потешные дела! И —леший с ним, что лето отшумело, Обидно - осень круто подошла. А что диктует нам, вперед идущим. высокой страсти время и полет? Вставай лицом, но лишь к ветрам ревущим, чтоб как перед горой — перед грядущим не ощутить в усталом сердце лед!.. Книга Ильи Авраменко «Вечерний плёс» учит добру, правде. Она говорит об ответ­ ственности каждого из нас перед народом и временем. МИХАИЛ СКУРАТОВ С. Смоляницкий. Торопись с ответом. Ко­ роткие повести и рассказы. М., «Сов. Рос­ сия», 1971. Давно уже известно: чтобы стать хоро­ шим писателем, нужна «биография». Ины­ ми словами, нужен багаж впечатлений, а таким багажом обзавестись можно, лишь живя наполненной жизнью, будучи посто­ янно в круговороте событий, находясь на переднем крае той борьбы, которую ведет за лучшее будущее твой народ. С. Смоляницкому в этом смысле повез­ ло: он — участник Великой Отечественной войны, вместе с полком прошел путь до Берлина, был ранен; он познал студенче­ ские полуголодные будни, поступив сразу после войны на филологический факультет Московского университета; он хорошо изу­ чил жизнь и быт школьных учителей, по­ работав преподавателем литературы; он из­ брал в конце концов профессию журнали­ ста, но начал свой журналистский путь не в редакционной толчее, а в качестве соб­ ственного корреспондента «Литературной газеты» по Сибири. Именно сибирские мно­ гочисленные поездки, сибирские впечатле­ ния дали материал для первых книг С. Смоляницкого И в этих первых книгах четко выяви­ лась особенность писательского видения автора в каждом из своих героев он стре­ мится отыскать главное зерно, содержа­ нием которого предопределяются все по­ ступки, вся линия поведения данного чело­ века. Эта особенность с наибольшей вы­ пуклостью проявилась в последней кни­ ге— «Торопись с ответом». Герои ее— на­ ши современники, люди разных профессий: рабочие и журналисты, ученые и музыкан­ ты. Они проявляют себя в разных сферах, у всех у них совершенно несхожие харак­ теры и судьбы, но всех их объединяет главное зерно —стремление осознать свою- ответственность перед окружающими, пе­ ред обществом, перед самим собой за свою жизнь, за все содеянное. «Он не помнил, какие видения и лица возникали перед ним. Осталось ощущение: какая-то сила тащит и гащит его вниз, в черный провал, и он летит, и нет дна, только удар все ближе, неотвратимее — и вдруг он словно повисает, и теплые вол­ ны медленно вздымают его вверх... А иног­ да сквозь глухую, черную, давившую тол­ щу доносились какие-то звуки. Потом он стал различать голоса, шаги, отдельные слова... Когда Павел первый раз открыл глаза, с тех пор, как его привезли в больницу, прошло двое суток. В мерцающем свете показалось знакомое лицо — оно прибли­ жалось, словно пробивалось к нему, обре­ тая четкость, как в объективе, когда до­ биваешься резкости, но до того, как Павел увидел это лицо, он уже знал, что около него сиди г мать и держит его за руку. Он ощутил тепло ее пальцев и ладони —та­ кое знакомое, легкое и властное прикосно­ вение, передающее ему силу. Потом посте­ пенно, как из тумана, возникла вся комна­ та и сестра в белом халате, склонившаяся над столиком с лекарствами, и тогда Павел понял, что это больница. И снова его прон­ зило ощущение падения и неотвратимости удара. Но было уже не так страшно, по­ тому что рядом сидела мать и спаситель­ ный ток жизни исходил от ее руки». Это отрывок из повести, давшей назва­ ние книге. Но и в других повестях и рас­ сказах автор намеренно драматизирует события, обостряет ситуации, в которые ставит своих героев, потому что именно в такие острые моменты проявляется во всей полноте характер человека, его способность дать бескомпромиссный ответ, четко опре­ делить линию своего поведения. Помимо повестей, очерков, рассказов, автор успешно пробовал свои силы в дра­ матургии: на его счету несколько пьес. Ра­ бота над пьесами приучает к лаконизму, к отточенности диалога, когда в полную силу работает подтекст Вот это умение пе­ редать в диалоге внутреннюю напряжен­ ность ситуации, выявить не только харак­ теры, но и настроение героев в данный мо­ мент, подкупает и в прозаических произве­ дениях С. Смоляницкого. Читая книгу, не­ вольно ловишь себя на гом. что гы вслу­ шиваешься в интонацию разговаривающих между собой героев, видишь их жесты, улавливаешь мимику. Все это создает тот са­ мый эффект присутствия, благодаря которо­ му начинаешь воспринимать населяющих книгу людей, как свое окружение, как жи­ вую реальность Эю и есть главный признак, настоящей литературы. Г. ПАДЕРИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2