Сибирские огни № 10 - 1972
мысли автора, заслуживает более обстоя тельной характеристики. Людмила Матвеев на честолюбива, она всю жизнь ищет по чета и славы. Фигура, достаточно примель кавшаяся в романах и повестях последних лет, так же, впрочем, как и ее антипод, личность, действующая, так сказать, исклю чительно из альтруистических побуждений. Странное превращение происходит с обеими героинями в момент их столкнове ния. Потрясенная горем, свалившимся на па циентку, Людмила Матвеевна слегла в по стель, событие надолго выбило ее из колеи. Переживает она искренне, боится, что ее могут лишить права работать в полную силу. Хочет того автор или нет, мы видим страдающего от несчастья своего пациента врача; жалея больную, мы не можем не сочувствовать и доктору, всю жизнь свою, по сути дела, вложившему в медицину, в лечение больных. Художественная правда вспарывает обручи схемы; персонаж, кото рого читатель должен бы винить в пре ступлении, обретает человечность и много мерность жизненной подлинности. Присмотримся теперь к поведению врача Татьяны Солодовой — на работе и дома, в семье. Очевидно, мы должны воспринимать ее как женщину мужественную и целеуст ремленную, любящую медицину, еще боль ше любящую больных, но попавшую в труд ную ситуацию —муж не понимает ее уст ремлений. Если видеть события, как они присхо- дят, а не так, как истолковываются и ком ментируются, получается следующее. Про тезированием инвалидов Солодова заинте ресовалась еще в свои студенческие годы, побужденная желанием помочь другу. По лучив диплом, Татьяна работает травма тологом, бок о бок с чуткими и знающими врачами. В тридцать четыре года, почти на возрастном пределе, решив посвятить себя науке, поступает в аспирантуру, форсирует написание диссертации, но муж мешает: не желает принять на себя часть домашних обязанностей. Тема диссертации — «Болезненные про цессы в результате ношения протеза и их предупреждение». Именно так: не какие-ни будь «К вопросу о...» или «Некоторые проб лемы...» Солодова берется сказать но вое слово в очень важной и нужной об ласти медицины. Причем, как полагает Пчеловодова, в аспирантуру Татьяна при шла уже с почти готовой диссертацией. Пусть тогда объяснит Татьяна, отчего она поставила протезирование своей подо печной в зависимость от заведующей от делением, почему сама не искала рацио нальных путей преодоления кризиса. Что же, опыта не хватило? Смелости, ре шимости, умения? А может быть, не такая уж она безупречная, эта непримиримая Татьяна Солодова, и не такая сильная, и не ! ак?я Добрая? Ведь Пчеловодова, по крайней мере, всегда занята с множест вом больных, загружена бесконечными ад министративными обязанностями. А Соло дова лечит своих трех больных. Не мало вато ли для искушенного и опытного трав матолога? Само понятие «подготовка дис сертации» еще не настолько почтенно, что бы оправдать нежелание или неумение, что в данном случае одно и то же, организо вать в своей судьбе все остальное. Оправ дываясь занятостью, Солодова начисто иг норирует, просто отметает, как не значащие, заботы своего, в общем, ничего дурного не совершающего мужа, не ищет с ним сбли жения, а в житейских вопросах проявляет удивительную беспомощность и непрактич ность. В наши дни проблема совмещения жен щиной долга перед семьей со своими про фессиональными обязанностями постоянно обсуждается в печати, и в среде тех же научных работников рождаются порой уди вительные, просто героические решения. Взять хотя бы рижанку Маргариту Копы лову, доктора наук, прекрасную мать де сяти детей! А ведь у Солодовой всего один сын Славка да муж! Некогда пылкая и смелая, став женой и матерью, работая врачом, Татьяна превра щается в черствого и ограниченного челове ка, не способного освободиться от душев ного инфантилизма. Жизненной катастро фой тридцатипятилетней женщины являет ся приход ее в дом к Жене, в финале ро мана. Тут же и Славка —ушел от отца. «—■Ты примешь нас, Женя? Мы к тебе насовсем...» Женя-то примет... Приведенная сейчас трактовка образа Татьяны Солодовой может показаться по лемически заостренной. Но дело в том, что роман Раисы Белоглазовой посвящен ост рой, животрепещущей и щепетильной теме. Возрождение к жизни изувеченного чело века происходит не в вакууме, а среди лю дей, с их помощью, во имя общего счастья. И хочется видеть лучшую подругу Жени ее соратницей, а не дополнительной обузой. Лучшие страницы романа убеждают, что Раиса Белоглазова во всех тонкостях знает предмет и в состоянии очень глубоко проникнуть во внутренний мир побежда ющего недуг человека. Очень сильное впе^ чатление, в частности, производит рассказ о том, как Галина Малышева решила родить ребенка, добилась появления на свет своей Юльки, а потом —•утратила ее... В описа ниях — большая чистота, много лирики, ни одной фальшивой ноты. Роман Раисы Белоглазовой — произве дение мужественное, оптимистическое, хотя далеко не бесспорное в отдельных своих аспектах. Б. ТУЧИН Илья Авраменко. Вечерний плёс. Новая книга лирики. Л., «Сов. писатель», 1972. В юные годы Илья Авраменко приехал учиться в Ленинград, и с тех пор город на Неве стал его постоянной жизненной при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2