Сибирские огни № 10 - 1972

У книжной полки Раиса Белоглазова. Черемуховый цвет. Роман. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд. 1971. На маленькую девчонку Женю Голубеву обрушился внезапно тяжелый недуг — па­ ралич ног. Отныне Женя навсегда обрече­ на вести существование инвалида. Иные переживают такую трагедию, отъединяясь от общества, утрачивая волю к победе над болезнью. Но сильные умеют выстоять. О них, о сильных — роман Раисы Белогла­ зовой. Женя Голубева не поддалась отчаянью и безверию. Врачи, не теряя надежды, лечат ее, педагоги-музыканты вовремя замечают, поддерживают ее композиторский талант, и Женя становится автором нужной тыся­ чам ценителей музыки; песни компози­ тора Голубевой популярны среди моло­ дежи. Во всем, что касается судьбы главной ге­ роини, писательница остается безупречно точной — будь то клиническая картина за­ болевания или поступки врачей, в разное время бравшихся лечить полиомиелит и его последствия; создание Голубевой музыкаль­ ных произведений или встречи композито­ ра с собратьями по искусству; утрата близ­ ких или мелкие житейские передряги, ме­ шающие мыслить и работать. Борьба Жени Голубевой изображается без торопливости, с должной художественной убедитель­ ностью. Женя Голубева и сама побеждает, и постоянно влечет за собой ослабевших и колеблющихся, помогает им тверже стоять на земле. Роман состоит из двух частей, назван­ ных книгами. В первой книге мы видим Же­ ню и Татьяну детьми, затем подростками. Они учатся, дружат, Женя борется с бо­ лезнью, Татьяна тоже испытывает тяжелый удар1: нелепо, необъяснимо исчезает отец, он —жертва несправедливости... Во второй книге — снова Женя, снова Татьяна. Они уже взрослые, много пережив­ шие, много поработавшие. Женя — сложив­ шийся, признанный композитор. Татьяна врач-травматолог и ортопед со стажем. Показательна трансформация образа Татьяны Солодовой. И об этом необходи­ мо поговорить подробно, хотя бы потому, что здесь мы встречаемся с не столь уж редким явлением, на которое неизменно об­ ращают внимание литературные критики: художественная правда вступает в противо­ речие с декламированным авторским замыс­ лом. Во вступлении, предпосланном роману, автор указывает: «Образом врача Татьяны Солодовой мне хотелось, прежде всего, привлечь внимание общественности к тем трудностям, которые одолевают женщину, пытающуюся совместить выполнение долга матери и жены, возложенного на нее при­ родой, со своими обязанностями на произ­ водстве. Каждая из работающих женщин ищет выход из этих трудностей по-своему, и далеко не каждой из них, как и Татьяне Солодовой, удается разрешить их наилуч­ шим образом». Совершенно верно: да, каждая, да, ищут выход, да не все находят. Но ведь если на случай с Татьяной Солодовой будет, действительно, обращено должное внима­ ние, то вряд ли ей поздоровится! В крупном лечебном учреждении — Институте восстановительной хирургии и ортопедии — происходит производственный конфликт. Но столкновение врачей, как пра­ вило, бывает вызвано различным подходом в отношении к больному. Типичны два подхода: лечат болезнь, лечат больного. Вто­ рое предпочтительнее, хотя и не всегда ло­ зунг «лечить больного, во всей сложности его чувств и переживаний» свободен от демагогических искажений. В романе за­ ведующая отделением Пчеловодова пред­ ставляет первый подход, конкретно: прояв­ ляет медлительность при лечении Галины Малышевой, нуждающейся в новых проте­ зах. Татьяна Солодова, лечащий врач Ма­ лышевой, ссорится с заведующей. Тем вре­ менем, отравившись дурно приготовленной рыбой, гибнет маленькая дочка Малышевой Юлька. Таково внешнее оформление коллизии. Образ бездушного врача в романе уже встречался В свое время, в начальном пе­ риоде болезни. Женя Голубева попала в железнодорожную больницу, к доктору Иванову. Этот «специалист по вырезанию грыжи и аппендицита» считает себя непо­ грешимым. Иванов бездушен из-за коснос­ ти, ложно понятая честь мундира не позволяет ему признаться во врачебной ошибке. Упущено дорогое время, Женя на всю жизнь остается калекой. Персонаж выписан с пугающей прямоли­ нейностью. Заведующая отделением Инсти­ тута, кандидат меднаук Пчеловодова, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2