Сибирские огни № 10 - 1972
У книжной полки Раиса Белоглазова. Черемуховый цвет. Роман. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд. 1971. На маленькую девчонку Женю Голубеву обрушился внезапно тяжелый недуг — па ралич ног. Отныне Женя навсегда обрече на вести существование инвалида. Иные переживают такую трагедию, отъединяясь от общества, утрачивая волю к победе над болезнью. Но сильные умеют выстоять. О них, о сильных — роман Раисы Белогла зовой. Женя Голубева не поддалась отчаянью и безверию. Врачи, не теряя надежды, лечат ее, педагоги-музыканты вовремя замечают, поддерживают ее композиторский талант, и Женя становится автором нужной тыся чам ценителей музыки; песни компози тора Голубевой популярны среди моло дежи. Во всем, что касается судьбы главной ге роини, писательница остается безупречно точной — будь то клиническая картина за болевания или поступки врачей, в разное время бравшихся лечить полиомиелит и его последствия; создание Голубевой музыкаль ных произведений или встречи композито ра с собратьями по искусству; утрата близ ких или мелкие житейские передряги, ме шающие мыслить и работать. Борьба Жени Голубевой изображается без торопливости, с должной художественной убедитель ностью. Женя Голубева и сама побеждает, и постоянно влечет за собой ослабевших и колеблющихся, помогает им тверже стоять на земле. Роман состоит из двух частей, назван ных книгами. В первой книге мы видим Же ню и Татьяну детьми, затем подростками. Они учатся, дружат, Женя борется с бо лезнью, Татьяна тоже испытывает тяжелый удар1: нелепо, необъяснимо исчезает отец, он —жертва несправедливости... Во второй книге — снова Женя, снова Татьяна. Они уже взрослые, много пережив шие, много поработавшие. Женя — сложив шийся, признанный композитор. Татьяна врач-травматолог и ортопед со стажем. Показательна трансформация образа Татьяны Солодовой. И об этом необходи мо поговорить подробно, хотя бы потому, что здесь мы встречаемся с не столь уж редким явлением, на которое неизменно об ращают внимание литературные критики: художественная правда вступает в противо речие с декламированным авторским замыс лом. Во вступлении, предпосланном роману, автор указывает: «Образом врача Татьяны Солодовой мне хотелось, прежде всего, привлечь внимание общественности к тем трудностям, которые одолевают женщину, пытающуюся совместить выполнение долга матери и жены, возложенного на нее при родой, со своими обязанностями на произ водстве. Каждая из работающих женщин ищет выход из этих трудностей по-своему, и далеко не каждой из них, как и Татьяне Солодовой, удается разрешить их наилуч шим образом». Совершенно верно: да, каждая, да, ищут выход, да не все находят. Но ведь если на случай с Татьяной Солодовой будет, действительно, обращено должное внима ние, то вряд ли ей поздоровится! В крупном лечебном учреждении — Институте восстановительной хирургии и ортопедии — происходит производственный конфликт. Но столкновение врачей, как пра вило, бывает вызвано различным подходом в отношении к больному. Типичны два подхода: лечат болезнь, лечат больного. Вто рое предпочтительнее, хотя и не всегда ло зунг «лечить больного, во всей сложности его чувств и переживаний» свободен от демагогических искажений. В романе за ведующая отделением Пчеловодова пред ставляет первый подход, конкретно: прояв ляет медлительность при лечении Галины Малышевой, нуждающейся в новых проте зах. Татьяна Солодова, лечащий врач Ма лышевой, ссорится с заведующей. Тем вре менем, отравившись дурно приготовленной рыбой, гибнет маленькая дочка Малышевой Юлька. Таково внешнее оформление коллизии. Образ бездушного врача в романе уже встречался В свое время, в начальном пе риоде болезни. Женя Голубева попала в железнодорожную больницу, к доктору Иванову. Этот «специалист по вырезанию грыжи и аппендицита» считает себя непо грешимым. Иванов бездушен из-за коснос ти, ложно понятая честь мундира не позволяет ему признаться во врачебной ошибке. Упущено дорогое время, Женя на всю жизнь остается калекой. Персонаж выписан с пугающей прямоли нейностью. Заведующая отделением Инсти тута, кандидат меднаук Пчеловодова, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2