Сибирские огни № 10 - 1972

беспомощности перед гигантски трудной за­ дачей, какой является изображение Лени­ на. Он переводит разговор в другой план и заканчивает стихи хотя и не очень —с точки зрения поэзии — оригинальной, но точно выражающей атмосферу времени строкой: «За дело Ленина мы все готовы в бой!» Чтобы понять органичность этой строки в стихотворении «Мавзолей», надо вспом­ нить, что написано оно было в 1940 году, когда раскаты второй мировой войны уже погромыхивали на западе вовсю! Одна тема проступает в стихах Бори­ са Богаткова в сороковом — начале сорок первого все яснее, приобретая доминиру­ ющее звучание. Это тема надвигающейся угрозы войны, тема готовности к защите Родины. Здесь несомненно сказалась спо­ собность молодого поэта чувствовать вре­ мя — дар для поэта бесценный. Таковы стихи «Совершеннолетие», где поэт осознает себя как одно из звеньев революционной эстафеты. В начале стихо­ творения он признается: С запистыо большой и затаенной на отца смотрел я потому, что наган, тяжелый, вороненый, партия доверила ему. А в конце стихов заявляет со всей ре­ шительностью, свойственной лишь глубоко осознанному пониманию своего долга и права: Встану я, решительный и зоркий, , на родном советском рубеже с кимовским значком на гимнастерке, с легкою винтовкою в руке. Этими же мыслями и чувствами вызва­ но появление стихов «День Военно-Морско­ го флота» и «Моему сверстнику Ростиславу Чинкову». Шутливое по интонации и фор­ ме, последнее стихотворение совсем не шу­ точно по пафосу, которым оно заряжено. Оно прямо и недвусмысленно говорит о том, чем озабочен поэт. А озабочен он мыслью о надвигающейся войне. И даже ранние стихи, такие, как «Портрет поэта» (о Пушкине) и «Продол­ жатели» (о Маяковском), в конечном сче­ те, приводят поэта все к той же мысли, мысли о неизбежности военной угрозы и готовности к ее отражению. Чем дорог молодому поэту Вл, Маяков­ ский? Оказывается, в первую очередь, тем, что его — Строчки не шли колоннами четверостиший классических,— цепями вооруженными они наступали, рассыпавшись! А стихотворение о Пушкине заканчи­ вается еще более примечательно в этом смысле: Шагом сотрясая мостовую, с песнею бойцы идут в строю. Пушкин горд и рад за боевую, за большую Родину свою... А вот и первый отклик на события на советско-финской границе —стихотворение «Штурм Выборга». Оно написано юношей. И написано еще не «изнутри событий», а извне, со стороны и издали. Поэтому оно несколько рассудочно, лишено эмоциональ­ ности. И все же в нем ясно ощутимо стрем­ ление поэта увидеть картину, описываемую им, конкретно, зримо. Так появляется строфа: Залив — как шахматная доска, на ясном льду — черные группы. Это — потери полка, раненые и трупы. Фраза рациональна, чувства поэта сдер­ жаны. Но картина видна. Да и сдержан­ ность здесь не от равнодушия, а от понима­ ния серьезности и нешуточности того, чему лирический герой является свидетелем, к чему он имеет причастность. Последнее предвоенное стихотворение Бориса Богаткова, написанное в июне со­ рок первого, называется «Остатки детства». Оно — о последних мальчишеских играх и первых взрослых, умудренных возрастом, мыслях. Оно — прощанье с первыми юно­ шескими стихами о Робин Гуде. И —пере­ клик с ними. Но оно несравненно глубже тех стихов. В нем есть уже свое, личное, выношенное и выверенное первым духов­ ным опытом. В нем есть прекрасные строчки: Что там, на башне,— не флаг ли белый, или порхнул от выстрелов дым? Проломы в стене — не ловушка смелым, они — триумфальная арка им! Здесь, над белыми башнями и пролома­ ми в крепостных стенах, оборачивающих­ ся арками победы, еще витает дымок не до конца преодоленной романтики. Но это уже не те «голубые мечи», что бутафорски- картонно стучали в стихах о Робин Гуде. Здесь уже видны возросший душевный опыт и твердеющая рука поэта. Кончается же стихотворение иронично, «по-взрослому» умудренно: Качнув головой, улыбаюсь устало: Борис, Борис, довольно сражаться. Ведь тебе ни много, ни мало — уже почти девятнадцать! Война началась, может быть, на дру­ гой день после того, как были написаны эти стихи. И война призвала сверстников Бориса Богаткова к иным, отнюдь не дет­ ским, «играм», проходившим на полях смер­ тельных сражений, решавших судьбу Ро­ дины. Призвала она и его, Бориса Богаткова. Хотя и не сразу, лишь в начале октября. Об этом свидетельствуют его стихи «По­ вестка», «Годен» и— особенно-—«Четвер­ тое октября», где говорится о том, что в тот день его провожали в армию. Четвер­ тое октября 1941 года,— запомним это чис­ ло, эту дату первой мобилизации молодого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2