Сибирские огни № 10 - 1972

истинного поэта, отражали, наряду с био­ графией времени, биографию автора, его личности. Многие белые пятна в биогра­ фии поэта при чтении этих стихов, многие факты его жизни уточнялись. Предполагалось, что Борис Богатков ро­ дился в сентябре 1922 года. Более точная дата была неизвестна. В книге «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне» так и говорится: родился в сентяб­ ре 1922 года. Однако сам поэт свидетельствует о дру­ гом В уже упомянутой мною тетради есть стихотворение «Четвертое октября». В нем говорится: Четвертого октября с запасом вин, закусок, сластей в Ногинск прикатил я, чтобы среди старых друзей встретить свой день рожденья с опозданием на два дня. Значит, поэт родился не в сентябре, как ошибочно считалось до этого, а в ок- тябое, 2-го октября... Родился он в городке Ачинске Красно­ ярского края, в семье учителей. Мать умер­ ла, когда Борису исполнилось десять лет, и он воспитывался у тетки, в Новосибирске. С детских лет увлекается рисованием и поэзией. Любит и знает стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Багрицкого, Асее­ ва. Пишет сам. В 1938 году, то есть когда ему было семнадцать лет, за поэму «Дума о красном флаге» получает грамоту на Всесоюзном смотре детского и юношеского литературного творчества. В 1940 году, после окончания десяти­ летки, Борис Богатков начинает самостоя­ тельную жизнь. Он приезжает в Москву, устраивается на работу проходчиком на строительстве метрополитена и поступает на вечернее отделение Литературного ин­ ститута им. Горького. Много читает и пи­ шет. В его тетради сохранилось около двух десятков стихотворений, относящихся к это­ му времени. Что же это за стихи? Каков круг ин­ тересов автора в жизни и литературе? Ка­ ковы его привязанности? Каковы особен­ ности и уровень его поэзии? «Тетрадь» помогает получить исчерпы­ вающие ответы на все эти вопросы. Лишь в первом стихотворении «Робин Гуд», датированном 1939—1940 гг., поэт от­ дает дань юношески-книжной романтике с далеким от него «Шервудским лесом», гро­ мом охотничьего рога и «голубыми ме­ чами». Любимый Шервудский лес, в просторах твоих густых гром рога совсем исчез, гул эха совсем затих. Взмахну голубым мечом, разрежу лесную тень, и стрелы косым дождем прольются сквозь ясный день. Уже следующие за ним стихи называют­ ся «Протокол голосования» (о первых вы­ борах в Верховный Совет СССР), «Перво­ майская ночь», «Совершеннолетие». Правда, конкретные явления жизни ви­ дятся и отображаются еще поверхностно, особенно в первых двух стихотворениях. Жизнь представляется поэту пока един­ ственно как источник ничем не затуманен­ ной, бездумной радости: Ныне в жизни встречается часто — путь открыт нам и цели ясны — сочетание природы и счастья, сочетанье любви и весны. («Первомайская ночь») Однако от стихотворения к стихотворе­ нию глаз поэта становится пристальнее, острее, глубже. Поэт видит, что мир конкре­ тен, что он состоит из деталей, связанных друг с другом не прямолинейно. Об этом, в частности, говорит стихотворение «Про­ ходит поезд через лес»,—«где пляшет, утомляя взгляд, деревьев хоровод», который (хоровод) отнюдь не одинок и не одно­ образен в своем движении перед взором поэта, ибо деревья в нем —«передние бе­ гут назад, а дальние —вперед...» Чем дальше, тем больше поэт вдумы­ вается в жизнь, начинает понимать ее со­ циальный аспект. Это социальное зрение дает о себе знать в таких стихах, как «Встречный», «Шестнадцать советских стран». Явственным становится стремле­ ние осмыслить Родину и себя в ней в историческом плане, в движении во време­ ни. Так появляются стихи о Пушкине «Порт­ рет поэта», неоконченные стихи «Встреча» — о случайной встрече на петербургской ули­ це поручика Лермонтова с поэтом Пушки­ ным, стихотворение «Император Петр». Интересен замысел последнего стихо­ творения, написанного в форме диалога между российским императором и совет­ ским поэтом —лирическим героем произве­ дения. Поэт пытается нарисовать картину Родины в ее временном развитии Кончают­ ся стихи монологом поэта, обращенным к Петру: Видите, на одной шестой, от Амура и до Дуная, развернулся союз родной, алым знаменем полыхая Приближаются с каждым рассветом взрывы новых классовых битв. Под советским флагом планета в будущее летит! Конечно, стихи эти, как и все, написан­ ные семнадцати-восемнадцатилетним юно­ шей, отмечены еще отсутствием опыта и известной наивностью молодости. Таково стихотворение «Мавзолей»: Мы подходили тихими шагами. Ступая в такт смолкающим сердцам. Какими мне стихами и словами То описать, что я увидел там? Поэт пока не находит этих слов. И. в этом смысле, он повторяет полетаевскую формулу: «Века уж дорисуют, видно, недо­ рисованный портрет». Но здесь следует отметить, что молодой поэт не ограничивается констатацией своей 12 Сибирские огни№10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2