Сибирские огни № 10 - 1972
ментализме как одном из творческих н а- п р а в л е н и й в современной литературе и искусстве социалистического реализма. Активизация документальных жанров, их распространенность и влияние предопреде лили, на наш взгляд, и такую особенность литературного процесса последних лет, как углубление историзма. Документализм не разрывно связан с явлением синтеза, слия нием разных начал в рамках творческого метода, отдельной авторской манеры или конкретного произведения. Сегодняшний чи татель воспринимает, как нечто закономер ное, естественное, сочетание в каком-либо произведении частного и всеобщего, эпичес кого и лирического, публицистического и дра матического, условного и реального. «Синтетичность способна много дать реа листическому произведению,—утверждает Ю. Андреев.—Так сочетание в едином повествовании разных масштабов изображе ния сообщает особую рельефность и сораз мерность лицам и событиям, лишает книгу монотонности; так органическое единство вымысла и документальности придает обра зам и ситуациям особое эстетическое каче ство —достоверность, столь ценное в гла зах читателей и зрителей»1. Последние достижения документального повествования находятся в рамках обще реалистического развития нашей литерату ры. Но оно обнаруживает и нечто новое в лирико-публицистическом пафосе, в свобод ном проявлении авторского самовыражения, в особых принципах типизации. «Документализм» несет в себе различные тенденции и в первую очередь свидетельст вует о процессе дальнейшей демократизации литературы и искусства, их антиэстетской направленности, помогает проследить суще ственные сдвиги в художественном мыш лении современника. По меткому замечанию Е. Дороша, это часть общего процесса в развитии реализма и в то же время реак ция «на схематизм, помпезность, мещанский сентиментализм»1 2. С. Залыгин относит документализм к вет ви социального реализма. «В отличие от аб стракционизма реализм всегда конкретен,— пишет он.—Реализм существует во времени и вместе с ним. Социально наше время, со циален и он. Нынешний интерес к документально сти — это прежде всего результат обостре 1 Ю. А н д р е е в . Движение реализма. «Лите ратурная газета», 22 октября 1969 г. 2 Е. Д о р ош (ответ на анкету: «Жизненный материал и художественное обобщение»), «Во просы литературы», 1966, № 9, стр. 29. ния в -мире проблем общественно-социаль ных, результат социального поиска»1. Интерес к достоверному, фактическому материалу в литературе, отражение в до кументальных произведениях «реального по тока жизни» противоречит попыткам наших идейных врагов, буржуазных публицистов- и литераторов, ослабить связи искусства с действительностью, не согласуется с идеали стическим пониманием природы художест венной) творчества. Факт, документ в своей основе враждебны абстрактности, предпола гают только реалистическую форму вопло щения. Документализм оказывает сегодня огром ное воздействие на судьбы реализма и в первую очередь реализма социалистического. Обращение современных художников к документальной основе связано с познава тельной функцией искусства, стремлением более активно воздействовать на жизнь. Богатство и разнообразие форм художе ственно-документальной советской литерату ры, расширение сфер ее влияния на другие виды и роды искусства, распространенность художественной документалистики требу ют от эстетики социалистического реализ ма обобщения накопленного этой литера турой эстетического опыта, всестороннего выявления ее специфических черт, иссле дования структуры документального обра за и характерных особенностей стиля. Если рассмотренные нами вопросы исто рии и сегодняшнего состояния художествен но-документальных жанров позволяют уста новить какие-то общие закономерности и тенденции в их развитии, то более слож ными и трудными являются проблемы поэ тической природы документализма, т. е. специфических отличительных признаков и особенностей документальной литературы,, соотношения правды жизни и правды искус ства, преобразования жизненных фактов и явлений в целостную художественную кар тину, трансформацию реального человека в художественный образ. Видимо, отличительная, специфическая черта художественно-документальных жан ров в целом (во всех разновидностях их целостных, промежуточных и гибридных форм) не только во внешних признаках, в опоре на реальные факты и события действи тельности, , на реальных людей (то есть в документальной основе), как утверждают многие литераторы и критики, но и в спосо бах типизации, отборе и обработке докумен тальных источников, вернее, в особых прин ципах создания художественного образа, ху дожественной картины. ■ С. З а л ы г и н . Черты документальности. «Вопросы литературы», 1970, № 2, стр. 49.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2