Сибирские огни № 10 - 1972

ментализме как одном из творческих н а- п р а в л е н и й в современной литературе и искусстве социалистического реализма. Активизация документальных жанров, их распространенность и влияние предопреде­ лили, на наш взгляд, и такую особенность литературного процесса последних лет, как углубление историзма. Документализм не­ разрывно связан с явлением синтеза, слия­ нием разных начал в рамках творческого метода, отдельной авторской манеры или конкретного произведения. Сегодняшний чи­ татель воспринимает, как нечто закономер­ ное, естественное, сочетание в каком-либо произведении частного и всеобщего, эпичес­ кого и лирического, публицистического и дра­ матического, условного и реального. «Синтетичность способна много дать реа­ листическому произведению,—утверждает Ю. Андреев.—Так сочетание в едином повествовании разных масштабов изображе­ ния сообщает особую рельефность и сораз­ мерность лицам и событиям, лишает книгу монотонности; так органическое единство вымысла и документальности придает обра­ зам и ситуациям особое эстетическое каче­ ство —достоверность, столь ценное в гла­ зах читателей и зрителей»1. Последние достижения документального повествования находятся в рамках обще­ реалистического развития нашей литерату­ ры. Но оно обнаруживает и нечто новое в лирико-публицистическом пафосе, в свобод­ ном проявлении авторского самовыражения, в особых принципах типизации. «Документализм» несет в себе различные тенденции и в первую очередь свидетельст­ вует о процессе дальнейшей демократизации литературы и искусства, их антиэстетской направленности, помогает проследить суще­ ственные сдвиги в художественном мыш­ лении современника. По меткому замечанию Е. Дороша, это часть общего процесса в развитии реализма и в то же время реак­ ция «на схематизм, помпезность, мещанский сентиментализм»1 2. С. Залыгин относит документализм к вет­ ви социального реализма. «В отличие от аб­ стракционизма реализм всегда конкретен,— пишет он.—Реализм существует во времени и вместе с ним. Социально наше время, со­ циален и он. Нынешний интерес к документально­ сти — это прежде всего результат обостре­ 1 Ю. А н д р е е в . Движение реализма. «Лите­ ратурная газета», 22 октября 1969 г. 2 Е. Д о р ош (ответ на анкету: «Жизненный материал и художественное обобщение»), «Во­ просы литературы», 1966, № 9, стр. 29. ния в -мире проблем общественно-социаль­ ных, результат социального поиска»1. Интерес к достоверному, фактическому материалу в литературе, отражение в до­ кументальных произведениях «реального по­ тока жизни» противоречит попыткам наших идейных врагов, буржуазных публицистов- и литераторов, ослабить связи искусства с действительностью, не согласуется с идеали­ стическим пониманием природы художест­ венной) творчества. Факт, документ в своей основе враждебны абстрактности, предпола­ гают только реалистическую форму вопло­ щения. Документализм оказывает сегодня огром­ ное воздействие на судьбы реализма и в первую очередь реализма социалистического. Обращение современных художников к документальной основе связано с познава­ тельной функцией искусства, стремлением более активно воздействовать на жизнь. Богатство и разнообразие форм художе­ ственно-документальной советской литерату­ ры, расширение сфер ее влияния на другие виды и роды искусства, распространенность художественной документалистики требу­ ют от эстетики социалистического реализ­ ма обобщения накопленного этой литера­ турой эстетического опыта, всестороннего выявления ее специфических черт, иссле­ дования структуры документального обра­ за и характерных особенностей стиля. Если рассмотренные нами вопросы исто­ рии и сегодняшнего состояния художествен­ но-документальных жанров позволяют уста­ новить какие-то общие закономерности и тенденции в их развитии, то более слож­ ными и трудными являются проблемы поэ­ тической природы документализма, т. е. специфических отличительных признаков и особенностей документальной литературы,, соотношения правды жизни и правды искус­ ства, преобразования жизненных фактов и явлений в целостную художественную кар­ тину, трансформацию реального человека в художественный образ. Видимо, отличительная, специфическая черта художественно-документальных жан­ ров в целом (во всех разновидностях их целостных, промежуточных и гибридных форм) не только во внешних признаках, в опоре на реальные факты и события действи­ тельности, , на реальных людей (то есть в документальной основе), как утверждают многие литераторы и критики, но и в спосо­ бах типизации, отборе и обработке докумен­ тальных источников, вернее, в особых прин­ ципах создания художественного образа, ху­ дожественной картины. ■ С. З а л ы г и н . Черты документальности. «Вопросы литературы», 1970, № 2, стр. 49.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2