Сибирские огни № 10 - 1972

документы и воспоминания ленинградцев о суровой 900-дневной блокаде города. Через четверть века после тяжелых для Ленинграда 1941—1943 годов финский писа­ тель, один из первых «западных» авторов, Получил доступ к ленинградским архивам. В поисках следов прошлого он вел магнито­ фонные записи, изучал дневники и письма ленинградцев периода фашистской осады, брал интервью у сотен мужчин и женщин. История, осмысленная с позиций современ­ ности, раскрывается в этой книге в своей истинной сущности. Текст произведения предваряют автор­ ские слова, обращенные писателем к его де­ тям. П. Ринтала на конкретных историче­ ских примерах доказывает необходимость повысить ответственность каждого из людей за судьбы мира и человечества, чтобы пре­ дотвратить угрозу новой войны. По свидетельству В. Озерова, участника бесед с финскими писателями и критиками в 1969 году о состоянии и перспективах раз­ вития художественно-документальной лите­ ратуры (во время обсуждения темы наме­ чавшегося советско-финского литературного симпозиума), произведения П. Ринтала вы­ звали оживленную дискуссию не только по­ становкой злободневных проблем войны и мира, исторической ответственности, но и «необычностью литературной формы»11. В беседах были затронуты такие вопро­ сы, как: 1) причины нынешней активизации ху­ дожественно-документальных жанров; 2) что обещает искусству усиление доку­ ментального начала, служит ли оно задачам художественного обобщения или является угрозой беллетристическим произведениям; 3) как проявляются при использовании писателем документальных материалов его политические и эстетические позиции, его творческая индивидуальность? Финские литераторы объясняют причи­ ны бурного развития художественной доку­ менталистики интенсивным изменением со­ циально-политических обстоятельств совре­ менной действительности, ростом активно­ сти читательских масс, сдвигом читатель­ ских интересов к публицистике, памфлетам, документальным произведениям, несущим информацию о происходящих в мире про­ цессах, содержащих созвучные им размыш­ ления. Сошлемся на некоторые высказыва­ ния. «Создавая публицистические произведе­ ния, писатели избирают путь, обещающий им усиление прямых контактов с читателя­ ми» (Ласси Силконен). «Писатели, привносящие документ в свои сочинения, делают это для того, чтобы уси­ лить контакт с действительностью, с чита­ тельскими массами, которые равнодушны к произведениям, далеким от жизни» (Бу Карпелан). «В 1969 году невозможен успех эстетских I В. О з е р о в . Финские диалоги. «Вопросы литературы», 1969, Л? 7, стр. 154. новелл, люди ждут от искусства выдви­ жения важных общественных вопросов» (П. Ринтала)1. Поток документалистики, по мнению финских писателей и литературоведов, не угрожает беллетристической литературе: они развиваются параллельно. Этой точки зрения придерживаются Кай Лайтинен и автор широко известной в Советском Союзе книги «Четвертый позвонок» Мартти Лар­ ин, утверждающий, что документальная ли­ тература «никогда не заменит и не отме­ нит» художественных произведений. Писа­ тель считает, что струя документализма принесла новый заряд правды в искусство, «умение точнее и четче оценивать события века». Такая литература, констатирует он, полезна и необходима, хотя возможности ее не беспредельны. Она^больше воздейству­ ет на разум, нежели на сердце2. М. Ларни отмечает влияние документа­ лизма на традиционные жанры прозы и прежде всего на финский исторический ро­ ман, который в последние годы смелее использует конкретные исторические факты и другие документальные источники, считает рождение документального романа истори­ ческой необходимостью. ^«Сама меняющаяся и развивающаяся действительность,— заявляет он,—в настоя­ щее время представляет нам так много цен­ нейшего фактического, подлинного, невыду­ манного материала, что рождение докумен­ тального романа явилось прямой необходи­ мостью. Ученые не всегда могут —да и не хотят —писать о своем опыте исследований и своих достижениях. Но если к ним на по­ мощь придет умелый и увлеченный материа­ лом писатель, то может явиться на свет интереснейший документальный роман, который покажет читателю, что прав­ да вс многих случаях удивительнее сказки»3. П. Ринтала считает, что нынешний писа­ тель не в состоянии уследить из своего ка­ бинета за развитием новых отраслей знания, которыми владеют читатели, что литерату­ ра, основанная на творческом вымысле, фантазии, не может больше нас удовлет­ ворять. «Все современные науки —социология, экономическая наука, психология, история, этнография, педагогика и прочие — исполь­ зуют в своей работе документальный мате­ риал,—утверждает писатель,—это считает­ ся самоочевидной необходимостью. И науч­ ное исследование без этого немыслимо. Но писатели все еще чураются обращаться к подобному методу. И все же это, по-види­ мому, одно из средств расширить возможно­ сти литературы, которая видит свое назна­ чение в том, чтобы служить читателю. Развитие науки все время ставит перед человечеством новые проблемы. Это застав­ 1 Цит. по: В. О з е р о в . Финские диалоги, «Вопросы литературы», 1969, № 7, стр. 156. 2 Там же, стр. 160. 3 Настоящее и будущее литературы. «Иност­ ранная литература», 1971, № 2, стр. 181.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2