Сибирские огни № 10 - 1972
документы и воспоминания ленинградцев о суровой 900-дневной блокаде города. Через четверть века после тяжелых для Ленинграда 1941—1943 годов финский писа тель, один из первых «западных» авторов, Получил доступ к ленинградским архивам. В поисках следов прошлого он вел магнито фонные записи, изучал дневники и письма ленинградцев периода фашистской осады, брал интервью у сотен мужчин и женщин. История, осмысленная с позиций современ ности, раскрывается в этой книге в своей истинной сущности. Текст произведения предваряют автор ские слова, обращенные писателем к его де тям. П. Ринтала на конкретных историче ских примерах доказывает необходимость повысить ответственность каждого из людей за судьбы мира и человечества, чтобы пре дотвратить угрозу новой войны. По свидетельству В. Озерова, участника бесед с финскими писателями и критиками в 1969 году о состоянии и перспективах раз вития художественно-документальной лите ратуры (во время обсуждения темы наме чавшегося советско-финского литературного симпозиума), произведения П. Ринтала вы звали оживленную дискуссию не только по становкой злободневных проблем войны и мира, исторической ответственности, но и «необычностью литературной формы»11. В беседах были затронуты такие вопро сы, как: 1) причины нынешней активизации ху дожественно-документальных жанров; 2) что обещает искусству усиление доку ментального начала, служит ли оно задачам художественного обобщения или является угрозой беллетристическим произведениям; 3) как проявляются при использовании писателем документальных материалов его политические и эстетические позиции, его творческая индивидуальность? Финские литераторы объясняют причи ны бурного развития художественной доку менталистики интенсивным изменением со циально-политических обстоятельств совре менной действительности, ростом активно сти читательских масс, сдвигом читатель ских интересов к публицистике, памфлетам, документальным произведениям, несущим информацию о происходящих в мире про цессах, содержащих созвучные им размыш ления. Сошлемся на некоторые высказыва ния. «Создавая публицистические произведе ния, писатели избирают путь, обещающий им усиление прямых контактов с читателя ми» (Ласси Силконен). «Писатели, привносящие документ в свои сочинения, делают это для того, чтобы уси лить контакт с действительностью, с чита тельскими массами, которые равнодушны к произведениям, далеким от жизни» (Бу Карпелан). «В 1969 году невозможен успех эстетских I В. О з е р о в . Финские диалоги. «Вопросы литературы», 1969, Л? 7, стр. 154. новелл, люди ждут от искусства выдви жения важных общественных вопросов» (П. Ринтала)1. Поток документалистики, по мнению финских писателей и литературоведов, не угрожает беллетристической литературе: они развиваются параллельно. Этой точки зрения придерживаются Кай Лайтинен и автор широко известной в Советском Союзе книги «Четвертый позвонок» Мартти Лар ин, утверждающий, что документальная ли тература «никогда не заменит и не отме нит» художественных произведений. Писа тель считает, что струя документализма принесла новый заряд правды в искусство, «умение точнее и четче оценивать события века». Такая литература, констатирует он, полезна и необходима, хотя возможности ее не беспредельны. Она^больше воздейству ет на разум, нежели на сердце2. М. Ларни отмечает влияние документа лизма на традиционные жанры прозы и прежде всего на финский исторический ро ман, который в последние годы смелее использует конкретные исторические факты и другие документальные источники, считает рождение документального романа истори ческой необходимостью. ^«Сама меняющаяся и развивающаяся действительность,— заявляет он,—в настоя щее время представляет нам так много цен нейшего фактического, подлинного, невыду манного материала, что рождение докумен тального романа явилось прямой необходи мостью. Ученые не всегда могут —да и не хотят —писать о своем опыте исследований и своих достижениях. Но если к ним на по мощь придет умелый и увлеченный материа лом писатель, то может явиться на свет интереснейший документальный роман, который покажет читателю, что прав да вс многих случаях удивительнее сказки»3. П. Ринтала считает, что нынешний писа тель не в состоянии уследить из своего ка бинета за развитием новых отраслей знания, которыми владеют читатели, что литерату ра, основанная на творческом вымысле, фантазии, не может больше нас удовлет ворять. «Все современные науки —социология, экономическая наука, психология, история, этнография, педагогика и прочие — исполь зуют в своей работе документальный мате риал,—утверждает писатель,—это считает ся самоочевидной необходимостью. И науч ное исследование без этого немыслимо. Но писатели все еще чураются обращаться к подобному методу. И все же это, по-види мому, одно из средств расширить возможно сти литературы, которая видит свое назна чение в том, чтобы служить читателю. Развитие науки все время ставит перед человечеством новые проблемы. Это застав 1 Цит. по: В. О з е р о в . Финские диалоги, «Вопросы литературы», 1969, № 7, стр. 156. 2 Там же, стр. 160. 3 Настоящее и будущее литературы. «Иност ранная литература», 1971, № 2, стр. 181.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2