Сибирские огни № 10 - 1972

Не принесла ожидаемого успеха пред­ ставителям декадентско-модернистской кри­ тики и эстетики и борьба с реализмом. Наступление против реализма обернулось возросшим интересом многих западных ли­ тераторов к реальности. Одной из форм та­ кого поворота к живой действительности, преодоления антиреалистических тенденций является документализм, стремление к мак­ симальной о(?ьективности и достовер­ ности. Документальная литература пользуется сегодня популярностью среди итальянских и американских читателей. В Западной Гер­ мании хорошо известно имя Гюнтера Валь- рафа, пришедшего в литературу из рабочей среды в начале 60-х годов. В последние го­ ды им опубликовано несколько докумен­ тальных книг «индустриальных репорта­ жей»— «Ты нам нужен», «Рабочий в немец­ кой промышленности», «Представители не­ мецкой экономики», «Отчет Тиле». К ним примыкают «Боттропские протоколы» Эри­ ки Рунге и сборник «Строительный кран опрокидывается», изданный членами круж­ ка пролетарской литературы «Веркрайс-70». В сборник вошли репортажи и зарисовки семнадцати авторов. Чем же вызван интерес западных писа­ телей к документализму? Почему массово­ го читателя привлекают документальные жанры? По мнению А. Овчаренко, главная причи­ на — разгул субъективизма, наблюдавший­ ся до недавнего времени в литературах Франции, ФРГ, США и Японии. «...мы вправе,—считает он,— не только связать тягу читателей к документу с уста­ лостью их от субъективистского хаоса в ли­ тературе и искусстве, но и рассматривать документализм как попытку вернуться через фактографичность к реальности и реализ­ му»1. Подчеркивая в таких случаях неизбеж­ ность некоторых отклонений и даже край­ ностей в понимании реальности (когда реа­ лизм, например, уравнивается с реально­ стью, а реальность с натуральностью), А. Овчаренко видит за всем этим «здоровые для западного искусства тенденции». Тягой к реальности литературовед объ­ ясняет и «тихий бунт» «против «новатор­ ства во что бы то ни стало», против пере- усложненности формы, начавшейся почти од­ новременно в США и Франции, в Англии и Японии»1 2. С подобными выводами нельзя не согла­ ситься. И все же следует признать, что точ­ ка зрения А. Овчаренко отражает лишь одну сторону рассматриваемого явления. Оживление и всеобщая распространенность документальных жанров связана не только со стремлением писателей и читателей ка­ питалистических стран восстановить доверие к реальности и реализму. Не следует распространенность докумен- 1 А. О в ч а р е н к о . Сила реализма, «Прав да», 10 августа 1971 г. 2 Там же. тализма ставить и в прямую зависимость лишь от достижений научно-технической революции, как это делают многие писате­ ли и критики. Процесс этот п о р о ж д е н главным об­ разом в т о р ж е н и е м в м и р о в у ю л и т е р а т у р у п о л и т и к и , к о м м у ­ н и с т и ч е с к и х идей, в л и я н и е м п р а в д ы д о с т и ж е н и й с т р а н с о ­ ц и а л и с т и ч е с к о г о л а г е р я , п р и ­ т я г а т е л ь н о й с и л ы с о ц и а л и с т и ­ ч е с к о г о г у м а н и з м а . С каждым го­ дом все большее число людей стремится осмыслить революционные перемены на пла­ нете, найти им объяснение как в недавнем движении истории, так и в сегодняшней реальности, в сложных и противоречивых фактах повседневности. Эта тенденция особенно заметно в по­ следние десятилетия проявилась в финской литературе, документальное направление в которой складывалось под влиянием анти­ милитаристских произведений Пааво Ринта- ла. В 1963 году молодой прозаик опублико­ вал роман «Лейтенант разведки», в кото­ ром не только писал «о потерянном поколе­ нии» периода второй мировой войны, но и обличал высшие военные круги Финлян­ дии. Появление его книги вызвало гневное раздражение реакционных офицеров. Про­ тив П. Ринтала в печати с публичным об­ винением в антипатриотизме и безнравст­ венности выступило сорок генералов. Фин­ ская реакция не могла простить писателю антимилитаристской направленности его кни­ ги, в то время как большинством читателей роман «Лейтенант разведки» был принят как откровение. Позже писатель, обработав магнитофон­ ные записи рассказов бывших солдат, уча­ ствовавших в боях на финско-советском фронте, создал документальную книгу «Го­ лоса солдат», разоблачающую преступные действия финской военщины на Карельском перешейке. П. Ринтала, выполняя поручения радио, записал многочисленные выступления вче­ рашних фронтовиков, но затем испытал чув­ ство тревоги: «Как поступить с этим огром­ ным и разнородным материалом? Разве можно из него сделать книгу? Получится что-то аморфное, поверхностное...»1 Но снова и снова прослушивая записи, писатель стал улавливать какой-то единый ритм, объединяющий разнородные рассказы. Это было воспринято как открытие, как стимул для продолжения работы. Стало по­ нятным и то, почему простые люди говорят так враждебно о ненужной им войне. Так определилась основная идея книги, ее ком­ позиция и тональность. В 1969 году в Финляндии вышла новая книга П. Ринтала «Ленинградская сим­ фония судьбы», вызвавшая большой обще­ ственный резонанс. В ее основу положены 1 Цит. по: В. О з е р о в . Финские диалоги. «Вопросы литературы», 1969. № 7, ,стр. 158.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2