Сибирские огни № 10 - 1972
Не принесла ожидаемого успеха пред ставителям декадентско-модернистской кри тики и эстетики и борьба с реализмом. Наступление против реализма обернулось возросшим интересом многих западных ли тераторов к реальности. Одной из форм та кого поворота к живой действительности, преодоления антиреалистических тенденций является документализм, стремление к мак симальной о(?ьективности и достовер ности. Документальная литература пользуется сегодня популярностью среди итальянских и американских читателей. В Западной Гер мании хорошо известно имя Гюнтера Валь- рафа, пришедшего в литературу из рабочей среды в начале 60-х годов. В последние го ды им опубликовано несколько докумен тальных книг «индустриальных репорта жей»— «Ты нам нужен», «Рабочий в немец кой промышленности», «Представители не мецкой экономики», «Отчет Тиле». К ним примыкают «Боттропские протоколы» Эри ки Рунге и сборник «Строительный кран опрокидывается», изданный членами круж ка пролетарской литературы «Веркрайс-70». В сборник вошли репортажи и зарисовки семнадцати авторов. Чем же вызван интерес западных писа телей к документализму? Почему массово го читателя привлекают документальные жанры? По мнению А. Овчаренко, главная причи на — разгул субъективизма, наблюдавший ся до недавнего времени в литературах Франции, ФРГ, США и Японии. «...мы вправе,—считает он,— не только связать тягу читателей к документу с уста лостью их от субъективистского хаоса в ли тературе и искусстве, но и рассматривать документализм как попытку вернуться через фактографичность к реальности и реализ му»1. Подчеркивая в таких случаях неизбеж ность некоторых отклонений и даже край ностей в понимании реальности (когда реа лизм, например, уравнивается с реально стью, а реальность с натуральностью), А. Овчаренко видит за всем этим «здоровые для западного искусства тенденции». Тягой к реальности литературовед объ ясняет и «тихий бунт» «против «новатор ства во что бы то ни стало», против пере- усложненности формы, начавшейся почти од новременно в США и Франции, в Англии и Японии»1 2. С подобными выводами нельзя не согла ситься. И все же следует признать, что точ ка зрения А. Овчаренко отражает лишь одну сторону рассматриваемого явления. Оживление и всеобщая распространенность документальных жанров связана не только со стремлением писателей и читателей ка питалистических стран восстановить доверие к реальности и реализму. Не следует распространенность докумен- 1 А. О в ч а р е н к о . Сила реализма, «Прав да», 10 августа 1971 г. 2 Там же. тализма ставить и в прямую зависимость лишь от достижений научно-технической революции, как это делают многие писате ли и критики. Процесс этот п о р о ж д е н главным об разом в т о р ж е н и е м в м и р о в у ю л и т е р а т у р у п о л и т и к и , к о м м у н и с т и ч е с к и х идей, в л и я н и е м п р а в д ы д о с т и ж е н и й с т р а н с о ц и а л и с т и ч е с к о г о л а г е р я , п р и т я г а т е л ь н о й с и л ы с о ц и а л и с т и ч е с к о г о г у м а н и з м а . С каждым го дом все большее число людей стремится осмыслить революционные перемены на пла нете, найти им объяснение как в недавнем движении истории, так и в сегодняшней реальности, в сложных и противоречивых фактах повседневности. Эта тенденция особенно заметно в по следние десятилетия проявилась в финской литературе, документальное направление в которой складывалось под влиянием анти милитаристских произведений Пааво Ринта- ла. В 1963 году молодой прозаик опублико вал роман «Лейтенант разведки», в кото ром не только писал «о потерянном поколе нии» периода второй мировой войны, но и обличал высшие военные круги Финлян дии. Появление его книги вызвало гневное раздражение реакционных офицеров. Про тив П. Ринтала в печати с публичным об винением в антипатриотизме и безнравст венности выступило сорок генералов. Фин ская реакция не могла простить писателю антимилитаристской направленности его кни ги, в то время как большинством читателей роман «Лейтенант разведки» был принят как откровение. Позже писатель, обработав магнитофон ные записи рассказов бывших солдат, уча ствовавших в боях на финско-советском фронте, создал документальную книгу «Го лоса солдат», разоблачающую преступные действия финской военщины на Карельском перешейке. П. Ринтала, выполняя поручения радио, записал многочисленные выступления вче рашних фронтовиков, но затем испытал чув ство тревоги: «Как поступить с этим огром ным и разнородным материалом? Разве можно из него сделать книгу? Получится что-то аморфное, поверхностное...»1 Но снова и снова прослушивая записи, писатель стал улавливать какой-то единый ритм, объединяющий разнородные рассказы. Это было воспринято как открытие, как стимул для продолжения работы. Стало по нятным и то, почему простые люди говорят так враждебно о ненужной им войне. Так определилась основная идея книги, ее ком позиция и тональность. В 1969 году в Финляндии вышла новая книга П. Ринтала «Ленинградская сим фония судьбы», вызвавшая большой обще ственный резонанс. В ее основу положены 1 Цит. по: В. О з е р о в . Финские диалоги. «Вопросы литературы», 1969. № 7, ,стр. 158.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2