Сибирские огни № 10 - 1972

яимания природы документализма мысли о том, что «современный художественно-до­ кументальный метод представляет литерату­ ре, стремящейся к полноте жизненной прав­ ды, некоторые новые, более свободные и ши­ рокие возможности отражения действитель­ ности по сравнению с романом или расска­ зом»11. В то же время реализация этих новых возможностей связывается критиком не только с отражением сферы общественных отношений, технически-производственных проблем и проблем узкопропагандистского характера, а в первую очередь —с попыт­ ками проникновения в психологию, духов­ ный мир современника, со стремлением «к полному и всестороннему раскрытию чело­ веческого бытия, индивидуального и общест­ венного». И. Гаек выделяет три основных направ­ ления чехословацкой «литературы факта», характерных, по-моему, для документаль­ ной литературы других социалистических стран, первое —он связывает с изображе­ нием явлений и процессов современной дей­ ствительности, второе —с исследованием исторического прошлого, третье —с отраже­ нием истории великих научных открытий, которая вводит нас «в самый процесс твор­ ческой борьбы пионеров современной техни­ ки и науки». Общая тенденция растущего значения документальных жанров в чехословацкой ли­ тературе, по убеждению критика, «выходит за границы чешской и словацкой прозы и относится в том или ином виде, в той или иной степени к социалистической литературе во всем мире»2. Художественная документалистика в со­ циалистических странах, подобно советской художественно-документальной литературе, добилась значительных успехов в освоении новых жизненных процессов, в раскрытии духовного мира современника, в исследова­ нии исторического прошлого, заметно прони­ кает в сферы научной и технической мысли. Документальные жанры, считавшиеся ранее периферийными, обогатились новыми эсте­ тическими качествами, вышли на простор большой литературы, встали в один ряд с традиционными жанрами беллетристики. 7 Реакционное буржуазное литературове­ дение и эстетика на протяжении многих де­ сятилетий ведут неослабеваемую борьбу с реализмом. Из года в год последовательно отстаивается мысль о том, что творческие принципы реализма исчерпаны, требуют ко­ ренного пересмотра и обновления, что бу­ дущее литературы связано с декадентски­ ми, модернистскими течениями, ставшими, якобы, исторической необходимостью. Поучительны споры о судьбах жанра 1 И. Г а е к . Литература факта. «Вопросы ли­ тературы», 1965, № 12, стр. 103, г Там же, стр. 110. романа, позволяющие проследить эволюцию эстетических программ модернистов, на­ стоятельно проповедующих отход от исто­ рии, современной действительности и чело­ века. В июле 1971 года в небольшом француз­ ском городке Серизи-ля-Саль состоялся коллоквиум по проблемам так называемого «нового романа». 'Известные французские писатели Алэн Роб-Грийе, Клод Симон, Клод Оллье, Натали Саррот, Робер Пэнже, критик Жан Рикарду не только подвели итог пятнадцатилетней истории «нового ро­ мана», но и попытались определить его дальнейшие перспективы. О некоторых «достижениях» «новых реа­ листов» накануне коллоквиума (1970 г.) говорила Натали Саррот, подчеркнувшая, что «новый роман» отбросил такие старые, ставшие теперь «бесполезными и стесни­ тельными формы, как персонажи, интрига,, хронологическая последовательность повест­ вования»1. Участники встречи в Серизи-ля-СалЬ' подтвердили намерение и впредь поддержи­ вать эту тенденцию. По мнению критика Анны Фабр-Люс, посвятившей итогам коллоквиума статью в парижском журнале «Кэнзэн литерер» под характерным заголовком «За новый-новый роман», «их творчество развивается в на­ правлении растущей формализации... Похо­ же,— пишет она,—что эти писатели заняты поисками нулевой точки истории, а следо­ вательно, такой манеры письма, которую все меньше и меньше можно свести к ху­ дожественной изобразительности»2. Сторонники «нового романа», лишив про­ изведение героев, сюжета, истории и психо­ логии, образности и вымысла, все больше склоняются в своих поисках к «формальной игре конструкциями», заняты поисками осо­ бой «математической модели». В своем труде «За теорию «нового рома­ на» Жан Рикарду видит смысл творчества писателя в работе над текстом, ограниченной лишь языковыми экспериментами. И нынеш­ ний «новый роман», несомненно, тяготеет к лингвистическим построениям, опирается на методы структурной лингвистики. Это дела­ ет его бессильным понять и объяснить мир и человека. Такова, например, книга Ми­ шеля Бютора «Где», представляющая фор­ мальное «исследование лабиринтов прост­ ранства и времени» вне конкретного истори­ ческого процесса. По признанию самого пи­ сателя, его творчество помогает ему «отго­ родиться от мира», спрятаться «в башнях замка» и не слышать «шумов мира»3. Формалистические эксперименты «новых- романистов», авангардистов и т. д., их по­ пытки игнорировать общественные пробле­ мы времени, укрыться от революционных бурь обнаруживают свою несостоятельность. 1 Цит. по: Л. Т о к а р е в. Миллион точек вме- сто романа. «Литературная газета» 24 ноября 1971 г# 2 «Литературная газета», 24 ноября 1971 г# 3 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2