Сибирские огни № 10 - 1972

тившие своей актуальности, эмоционального воздействия на читателей. Такова неумоли­ мая в своей достоверности бухенвальдская хроника Бруно Апитца «Голый среди вол­ ков». Успех этой книги объясняется отчасти самим жизненным материалом: автор досто­ верно воссоздал захватывающие эпизоды подпольной борьбы в бухенвальдском конц­ лагере. Польский писатель Леслав М. Бартель- ский видит характерную особенность совре­ менной национальной прозы в переходе «от традиционных описательных функций к эссе»1. К наиболее популярным произведе­ ниям этого жанра принадлежит книга Та­ деуша Брезы «Бронзовые врата». Бывший монах из бельгийского монастыря, выпуск­ ник философских факультетов Варшавского и Лондонского университетов, профессио­ нальный дипломат, Т. Бреза создал произве­ дение широких философских и социальных обобщений, достоверно воссоздал нравы и порядки, царившие в Ватикане во времена Пия XII. Не случайно «Бронзовые врата» стали событием как польской, так и миро­ вой литературы. Повышенный интерес наблюдается в Польше и к другим документальным жан­ рам — очеркам и воспоминаниям о минув­ шей войне, историческим повестям и рома­ нам, дневникам и т. д. Таковы, в частности, произведения Л. Бартельского: очерк «Ма­ рия Домбровская», документальная повесть «Варшавское восстание 1944 года», истори­ ческий роман, основанный на документах,— «Мицкевич на Востоке», книга очерков и воспоминаний о выдающихся писателях по­ слевоенного двадцатилетия «В кругу близ­ ких», содержащая восемнадцать литератур­ ных портретов. В 1969 году еженедельник «Польское обозрение» опубликовал статью Станислава Секерского «Главные направления польской литературы», посвященную основным тен­ денциям в развитии польской литературы последней четверти века. В своей статье С. Секерский пишет о том, что одно из на­ правлений нынешней польской литературы составляют фактографические произведения и в первую очередь мемуарная литература. В качестве примера он называет книгу Зофьи Налковской «Медальоны» — потря­ сающий человеческий документ, рассказы­ вающий о преступлениях фашистских войск в Польше, «Дневник матери» Марианны Фориальской, книгу Мечислава Мочары «Цвета борьбы» и дрА Чехословацкий критик Иржи Гаек в се­ редине шестидесятых годов отмечал возрос­ шее значение художественного репортажа и, в самом широком смысле слова, художе­ ственно-документальной литературы не толь­ ко в социалистических странах, но и на З а­ паде. По его мнению, «в определенных си­ туациях она становится, особенно в социа­ листических странах, инициатором измене- 1 «Вопросы литературы», 1965, № 12, стр. 122. 2 «Иностранная литература», 1969, № 10. стр. 280-281. ний, которые постепенно захватывают и все остальные области литературы»1. В чехословацкой литературе критик усматривает распространенность художест­ венной публицистики, газетного фельетона, писательского дневника, репортажа и других документальных жанров на протяжении по­ следнего столетия, со времен Яна Неруды. Значение «литературного факта» (именно так называются произведения художествен­ но-документальных жанров в Чехословакии) в современном литературном процессе он сравнивает со значением подобных произве­ дений в советской литературе второй поло­ вины 50-х годов. Рассматривая преимущественно несюжет­ ные документальные жанры, И. Гаек отво­ дит им ту же роль, которая выполняется на­ шим художественным и публицистическим очерком, когда «художественный репортаж, очерк, фельетон берут на себя порой функции и непосредственного исследования общественных проблем», когда «роль этих жанров можно приравнять к роли исследо­ вателя новых сторон жизненной действи­ тельности, которые литература еще не под­ няла, борца против ложных мифов, наибо­ лее оперативного защитника социалистичес­ кого гуманизма»1 2. По признанию критика, эта литература обладает возможностью гораздо более «быстрого и прямого влияния на обществен­ ное сознание», чем традиционные жан^ы беллетристики. Признавая за художественным репорта­ жем и очерком такую отличительную жан­ ровую черту, как непосредственность воз­ действия на читателя, И. Гаек не отказы­ вает им в стремлении к долговечности, ибо «непреходящая художественная ценность» обуславливается, по его мнению, прежде всего «не выбором литературного жанра, а серьезностью и глубиной отражения чело­ веческого и общественного бытия»3. В ка­ честве примера он называет ставший под­ линно классическим произведением такого жанра «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фу­ чика. Заслуживает пристального внимания ут­ верждение критика о том, что нередко жиз­ ненный материал требует освоения «имен­ но в несюжетных жанрах», преимуществен­ но в форме художественного репортажа или очерка. Опираясь на признание Робер­ та Юнга (в процессе работы писателя над книгой «Ярче тысячи солнц»), который вна­ чале пытался раскрыть трагедию ученых, создавших атомную бомбу, в форме романа, а затем пришел к убеждению, что «ни один роман своей глубиной, знанием и напря­ женностью не может выразить действитель­ ную трагедию ученых-атомщиков так, как подтверждение свидетельствами и докумен­ тами», И. Гаек приходит к важной для по- 1 И. Г а е к . Литература факта. «Вопросы ли­ тературы», 1965. № 12, стр. 100. 2 Там же. стр. 103. * Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2