Сибирские огни № 10 - 1972
тившие своей актуальности, эмоционального воздействия на читателей. Такова неумоли мая в своей достоверности бухенвальдская хроника Бруно Апитца «Голый среди вол ков». Успех этой книги объясняется отчасти самим жизненным материалом: автор досто верно воссоздал захватывающие эпизоды подпольной борьбы в бухенвальдском конц лагере. Польский писатель Леслав М. Бартель- ский видит характерную особенность совре менной национальной прозы в переходе «от традиционных описательных функций к эссе»1. К наиболее популярным произведе ниям этого жанра принадлежит книга Та деуша Брезы «Бронзовые врата». Бывший монах из бельгийского монастыря, выпуск ник философских факультетов Варшавского и Лондонского университетов, профессио нальный дипломат, Т. Бреза создал произве дение широких философских и социальных обобщений, достоверно воссоздал нравы и порядки, царившие в Ватикане во времена Пия XII. Не случайно «Бронзовые врата» стали событием как польской, так и миро вой литературы. Повышенный интерес наблюдается в Польше и к другим документальным жан рам — очеркам и воспоминаниям о минув шей войне, историческим повестям и рома нам, дневникам и т. д. Таковы, в частности, произведения Л. Бартельского: очерк «Ма рия Домбровская», документальная повесть «Варшавское восстание 1944 года», истори ческий роман, основанный на документах,— «Мицкевич на Востоке», книга очерков и воспоминаний о выдающихся писателях по слевоенного двадцатилетия «В кругу близ ких», содержащая восемнадцать литератур ных портретов. В 1969 году еженедельник «Польское обозрение» опубликовал статью Станислава Секерского «Главные направления польской литературы», посвященную основным тен денциям в развитии польской литературы последней четверти века. В своей статье С. Секерский пишет о том, что одно из на правлений нынешней польской литературы составляют фактографические произведения и в первую очередь мемуарная литература. В качестве примера он называет книгу Зофьи Налковской «Медальоны» — потря сающий человеческий документ, рассказы вающий о преступлениях фашистских войск в Польше, «Дневник матери» Марианны Фориальской, книгу Мечислава Мочары «Цвета борьбы» и дрА Чехословацкий критик Иржи Гаек в се редине шестидесятых годов отмечал возрос шее значение художественного репортажа и, в самом широком смысле слова, художе ственно-документальной литературы не толь ко в социалистических странах, но и на З а паде. По его мнению, «в определенных си туациях она становится, особенно в социа листических странах, инициатором измене- 1 «Вопросы литературы», 1965, № 12, стр. 122. 2 «Иностранная литература», 1969, № 10. стр. 280-281. ний, которые постепенно захватывают и все остальные области литературы»1. В чехословацкой литературе критик усматривает распространенность художест венной публицистики, газетного фельетона, писательского дневника, репортажа и других документальных жанров на протяжении по следнего столетия, со времен Яна Неруды. Значение «литературного факта» (именно так называются произведения художествен но-документальных жанров в Чехословакии) в современном литературном процессе он сравнивает со значением подобных произве дений в советской литературе второй поло вины 50-х годов. Рассматривая преимущественно несюжет ные документальные жанры, И. Гаек отво дит им ту же роль, которая выполняется на шим художественным и публицистическим очерком, когда «художественный репортаж, очерк, фельетон берут на себя порой функции и непосредственного исследования общественных проблем», когда «роль этих жанров можно приравнять к роли исследо вателя новых сторон жизненной действи тельности, которые литература еще не под няла, борца против ложных мифов, наибо лее оперативного защитника социалистичес кого гуманизма»1 2. По признанию критика, эта литература обладает возможностью гораздо более «быстрого и прямого влияния на обществен ное сознание», чем традиционные жан^ы беллетристики. Признавая за художественным репорта жем и очерком такую отличительную жан ровую черту, как непосредственность воз действия на читателя, И. Гаек не отказы вает им в стремлении к долговечности, ибо «непреходящая художественная ценность» обуславливается, по его мнению, прежде всего «не выбором литературного жанра, а серьезностью и глубиной отражения чело веческого и общественного бытия»3. В ка честве примера он называет ставший под линно классическим произведением такого жанра «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фу чика. Заслуживает пристального внимания ут верждение критика о том, что нередко жиз ненный материал требует освоения «имен но в несюжетных жанрах», преимуществен но в форме художественного репортажа или очерка. Опираясь на признание Робер та Юнга (в процессе работы писателя над книгой «Ярче тысячи солнц»), который вна чале пытался раскрыть трагедию ученых, создавших атомную бомбу, в форме романа, а затем пришел к убеждению, что «ни один роман своей глубиной, знанием и напря женностью не может выразить действитель ную трагедию ученых-атомщиков так, как подтверждение свидетельствами и докумен тами», И. Гаек приходит к важной для по- 1 И. Г а е к . Литература факта. «Вопросы ли тературы», 1965. № 12, стр. 100. 2 Там же. стр. 103. * Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2