Сибирские огни № 10 - 1972
номические изменения в сфере обществен ного сознания и общественного поведения»1. В. Фараго не считает «литературу фак та» главным средством точного отображе ния общественной жизни и, не снижая ее значения, отводит ей в литературе лишь вспомогательную роль. «Нам,—пишет кри тик,—представляются более значительными не познания об обществе, которые получа ют читатели, а влияние, которое, как мож но ожидать, окажет этот жанр на писате лей и на другие литературные жанры»1 2. В ходе дискуссии 1962—1965 годов были затронуты такие вопросы, как аналитиче ские возможности документальной литера туры, ее ценность для науки, ее специфика. Со статьей о соотношении научной социо логии и «литературы факта» выступил_ из вестный венгерский социолог Андраш Хеге- дюш, отметивший, что «научные произве дения могут обрести в литературе дополни тельный импульс, и наоборот — писатель может опереться на исследования ученого, на теоретические концепции, вытекающие из социологического изучения общества. Со циология точно так же, как и социографмя, ставит своей целью более полное и много гранное познание общественной действи тельности...»3. По его мнению, социология и социогра фия могут быть полезными в деле раскры тия законов действительности лишь в том случае, если будут опираться на помощь партии, которая в современных условиях концентрирует «всю сумму знаний об обще стве и использует их для формирования норм общественного поведения...» Специфику «литературы факта» А. Хе- гедюш видит не столько в том, что литера тура этого рода опирается на конкретные данные исторического и логического анали за и даже математическую статистику, ко торым отводит вспомогательную роль, сколь ко в авторском замысле и художественной индивидуализации, ибо «художник прежде всего воплощает типическое в индивидуаль ном, даже если он создает социографичес- кое произведение...»4. Следовательно, полемика венгерских ли тераторов, критиков и социологов, продол жающаяся вплоть до наших дней (в 1970 го ду на страницах журнала «Надьвилаг» была проведена дискуссия, посвященная пробле ме эстетической природы документальной литературы),— эта полемика убеждает нас в том, что распространенность «социогра фии», ее возросшее влияние на обществен ную и культурную жизнь страны — объек тивная закономерность времени, свидетель ство взаимопроникновения, взаимосвязи принципов художественного (литературно го) и научного познания мира. В ГДР большой популярностью пользу- 1 М. С а б о л ч и. Споры вокруг документаль ной литературы. «Иностранная литература», 1965, № 4, стр. 213. 2 Там же. я Там же. * Там же. ются путевые очерки, репортажи и жанр художественной биографии. Отвечая на вопросы «Нашей анкеты», предложенной редколлегией советского жур нала «Вопросы литературы» (1970, № 12), немецкие писатели подчеркивают возросшую роль документальных жанров. «Уже сей час,—утверждает Пауль Винс,—с совер шенной очевидностью выявляется интерес читателя к документальному произведению, к достоверной и всеобъемлющей фактогра фии, к полезной информации из всех обла стей нашей жизни, работы и науки»1. Большим эстетическим достижением сов ременной документальной прозы П. Винс считает заимствование ею из кино и теле видения одного из ведущих изобразитель ных средств —монтажа, имеющего большое будущее. «Несмотря на то,— пишет он,— что мон таж соединяет, комбинирует и перемеши вает всего лишь отдельные фрагменты дей ствительности, различные судьбы, времена, географические пункты, клочки внешнего и внутреннего мира, он может, конечно, в этом случае, если не станет собранием слу чайностей, осветить столь трудно освещае мое целое, замалчиваемую сущность, тай ный закон взаимосвязи.,.» Гельмут Гауптман наиболее перспектив ными в современном литературном процес се считает «документальный принцип в ху дожественной прозе и художественный прин цип в документальной прозе»2. С ним солидарен Вольфганг Нсхо, зая вивший о том, что в целом в литературе он видит «весьма плодотворный поворот к форме репортажа — иногда с вымышленны ми героями,— к документальной прозе и вместе с тем к более дифференцированному психологическому анализу»3. В статье Анелизе Гроссе «Пора зрело сти» большое значение придается не только наиболее распространенным документаль ным жанрам в литературе ГДР — репорта жу, художественной биографии, сценариям фильмов, радио и телепостановок,— но и тем произведениям, «которые черпают свою тематику из прошлого или иным образом осваивают широкую историческую пробле матику»4. К таким книгам критик относит воспоминания писателей, бывших ранее пар тийными деятелями или рабочими (напри мер, воспоминания Ф. Зельбман. «Альтер натива —итог — кредо»), документальные рассказы о судьбах людей, находившихся когда-то под властью фашизма (П. Эдель «Картины свидетеля Шатгмана»), о людях, оказавшихся после войны в разных Гер маниях (В. Иохо, «Встреча одноклассни ков»), К этой разновидности литературы при мыкают, на наш взгляд, произведения анти фашистских писателей, и сегодня не утра 1 Незабываемые десятилетия. «Вопросы лите ратуры». 1970, № 12, стр. 17. 2 Там же. стр. 22. 3 Там же, стр. 29. ♦ А н е л и з е Г р о с с е . Пора зрелости. «Воп росы литературы». 1970, № 12, стр. 69.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2