Сибирские огни № 10 - 1972

автора и где субъективное начало играет доминирующую роль. В журнале «Москва» (1970, № 10) был опубликован, путевой дневник Благи Димит­ ровой (в переводе Вл. Солоухина) «Страш­ ный суд». Это яркое, захватывающее лири­ ко-публицистическое произведение современ­ ной болгарской документалистики о героиче­ ском борющееся Вьетнаме. Путевой днев­ ник-роман, как его называет Владимир Со­ лоухин, покоряет своей страстностью чело­ веческого документа, передает глубинные движения авторской души, сложную гамму сменяющихся чувств и настроений. Тонкие поэтические зарисовки здесь органически сливаются с авторской мыслью, взвешиваю­ щей, анализирующей, оценивающей события и человеческие судьбы. Язык книги афори­ стичен, лапидарен. Сжато, несколькими штрихами Б. Димитрова умеет нарисовать бытовую или психологическую сценку, пока­ зать событие, раскрыть характер героя. История удочерения автором маленькой де­ вочки Ха, судьба которой вобрала в себя судьбу всего вьетнамского народа, его му­ жество и стойкость в борьбе с американски­ ми агрессорами, служит своеобразной сю­ жетной канвой произведения. В последние годы большой популяр­ ностью в Болгарии пользуется документаль­ ная очерковая литература, повествующая о трудовом подвиге народа, о современных строителях социализма. Произведения художественной докумен­ талистики в Венгрии относят к «социографи- ческому» жанру. Каковы особенности этого литературного жанра? «Дать его исчерпы­ вающее определение,—пишет Миклош Са- болчи,—довольно трудно. В общих чертах, это создаваемая писателем зарисовка како­ го-либо уголка действительности, картина общественной жизни, выражающая его индивидуальное отношение к тем или иным проблемам. Но при этом автор опирается на конкретные факты, называет события и действующих лиц их подлинными именами, нередко приводит статистические данные, как в научном исследовании»1. По мнению критика, этот жанр имеет в Венгрии свою предысторию. Он зародился еще в начале столетия, но значительное рас­ пространение получил между двумя мировы­ ми войнами. Именно тогда венгерские ком­ мунисты и стоявшие близко к партии лите­ раторы по примеру советской литературы и пролетарских немецких писателей обрати­ лись к документальным произведениям, в которых нищета и угнетеннное положение масс «внешне беспристрастно, но по сущест­ ву бунтарски противопоставлялись образу жизни господствующих классов»1 2. В середине тридцатых годЬв с' докумен­ тальными произведениями выступили кресть­ янские, так называемые «народные писате­ ли», отразившие бесправное положение вен- 1 М. С а б о л ч и. Споры вокруг документаль­ ной литературы. «Иностранная литература», 1965, К» 4, стр. 211. 2 Там же, стр. 211. герской деревенской бедноты и сельскохозяй­ ственных рабочих. В эти годы вышли в свет такие книги, как «Народ степей» Дюлы Ийеша, «Отчет» Петера Вереша, являю­ щиеся, по свидетельству М. Саболчи, «одно­ временно автобиографическими произведе­ ниями и общественными полотнами, собра­ ниями фактов и исповедью автора». Новый подъем документальной литера­ туры наметился в начале шестидесятых го­ дов, когда были опубликованы «Глубинное течение» Дюлы Чака, «Репортаж из башни» Шандора Чоори, «Рацэгрешская тетрадь» Дюлы Ийеша и другие очерковые книги, от­ разившие социалистическую новь в венгер­ ской деревне (особенно —очерк Ференца Шанты «Двадцать часов»). Подобно трехтомнику «Русского очерка», опубликованному в нашей стране в конце 50-х годов, в Венгрии был издан двухтомник «По велению жизни», составленный Эрне Гондошем, в который вошло лучшее, что было создано в этом жанре как в прошлом, так и в последние десятилетия. С 1962 года вокруг «социографической» литературы развернулась оживленная ди­ скуссия, выявившая, по мнению М. Саболчи, «две главные проблемы». Во-первых, насколь­ ко правильна картина, создаваемая писате­ лями, верно ли они отображают действи­ тельность? Во-вторых, уже в 1963—1964 го­ дах возникла новая проблема, имеющая бо­ лее общий характер: какова цель «социогра- фических» произведений, в чем причины ее возрождения, «имеет ли она право на суще­ ствование и в каком направлении идет ее развитие?»1 В оценке эстетических возможностей и тенденций развития венгерской документа­ листики наметились разные точки зрения. Так, писатель Дюла Чак распространенность такой литературы объясняет стремлением «познать и объяснить жизнь общества» поиском новых средств выражения, которые бы подготовили создание «чисто» художест­ венных произведений»2. Признавая за «социографическим» жан­ ром (помимо преобладания в нем частно­ стей и статистических «подсчетов») право на обобщение, на познание жизни народа, окружающей действительности, относя его к форме писательской публицистики, «самой подходящей в данный момент», он отводит ему преимущественно роль разведчика зло­ бодневной тематики и проблематики, новых изобразительных средств. Критик Вильмош Фараго несколько ина­ че понимает назначение документальной ли­ тературы: «Если и остались еще не изучен­ ные области жизни, они ждут прежде всего не лирики, пусть «документальной», а науч­ но точных социологических эссе, рассматри­ вающих последствия, к каким приводят эко­ 1 М. С а б о л ч и . Споры вокруг документаль­ ной литературы. «Иностранная литература», 1У65, № 4, стр. 212. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2