Сибирские огни № 10 - 1972
автора и где субъективное начало играет доминирующую роль. В журнале «Москва» (1970, № 10) был опубликован, путевой дневник Благи Димит ровой (в переводе Вл. Солоухина) «Страш ный суд». Это яркое, захватывающее лири ко-публицистическое произведение современ ной болгарской документалистики о героиче ском борющееся Вьетнаме. Путевой днев ник-роман, как его называет Владимир Со лоухин, покоряет своей страстностью чело веческого документа, передает глубинные движения авторской души, сложную гамму сменяющихся чувств и настроений. Тонкие поэтические зарисовки здесь органически сливаются с авторской мыслью, взвешиваю щей, анализирующей, оценивающей события и человеческие судьбы. Язык книги афори стичен, лапидарен. Сжато, несколькими штрихами Б. Димитрова умеет нарисовать бытовую или психологическую сценку, пока зать событие, раскрыть характер героя. История удочерения автором маленькой де вочки Ха, судьба которой вобрала в себя судьбу всего вьетнамского народа, его му жество и стойкость в борьбе с американски ми агрессорами, служит своеобразной сю жетной канвой произведения. В последние годы большой популяр ностью в Болгарии пользуется документаль ная очерковая литература, повествующая о трудовом подвиге народа, о современных строителях социализма. Произведения художественной докумен талистики в Венгрии относят к «социографи- ческому» жанру. Каковы особенности этого литературного жанра? «Дать его исчерпы вающее определение,—пишет Миклош Са- болчи,—довольно трудно. В общих чертах, это создаваемая писателем зарисовка како го-либо уголка действительности, картина общественной жизни, выражающая его индивидуальное отношение к тем или иным проблемам. Но при этом автор опирается на конкретные факты, называет события и действующих лиц их подлинными именами, нередко приводит статистические данные, как в научном исследовании»1. По мнению критика, этот жанр имеет в Венгрии свою предысторию. Он зародился еще в начале столетия, но значительное рас пространение получил между двумя мировы ми войнами. Именно тогда венгерские ком мунисты и стоявшие близко к партии лите раторы по примеру советской литературы и пролетарских немецких писателей обрати лись к документальным произведениям, в которых нищета и угнетеннное положение масс «внешне беспристрастно, но по сущест ву бунтарски противопоставлялись образу жизни господствующих классов»1 2. В середине тридцатых годЬв с' докумен тальными произведениями выступили кресть янские, так называемые «народные писате ли», отразившие бесправное положение вен- 1 М. С а б о л ч и. Споры вокруг документаль ной литературы. «Иностранная литература», 1965, К» 4, стр. 211. 2 Там же, стр. 211. герской деревенской бедноты и сельскохозяй ственных рабочих. В эти годы вышли в свет такие книги, как «Народ степей» Дюлы Ийеша, «Отчет» Петера Вереша, являю щиеся, по свидетельству М. Саболчи, «одно временно автобиографическими произведе ниями и общественными полотнами, собра ниями фактов и исповедью автора». Новый подъем документальной литера туры наметился в начале шестидесятых го дов, когда были опубликованы «Глубинное течение» Дюлы Чака, «Репортаж из башни» Шандора Чоори, «Рацэгрешская тетрадь» Дюлы Ийеша и другие очерковые книги, от разившие социалистическую новь в венгер ской деревне (особенно —очерк Ференца Шанты «Двадцать часов»). Подобно трехтомнику «Русского очерка», опубликованному в нашей стране в конце 50-х годов, в Венгрии был издан двухтомник «По велению жизни», составленный Эрне Гондошем, в который вошло лучшее, что было создано в этом жанре как в прошлом, так и в последние десятилетия. С 1962 года вокруг «социографической» литературы развернулась оживленная ди скуссия, выявившая, по мнению М. Саболчи, «две главные проблемы». Во-первых, насколь ко правильна картина, создаваемая писате лями, верно ли они отображают действи тельность? Во-вторых, уже в 1963—1964 го дах возникла новая проблема, имеющая бо лее общий характер: какова цель «социогра- фических» произведений, в чем причины ее возрождения, «имеет ли она право на суще ствование и в каком направлении идет ее развитие?»1 В оценке эстетических возможностей и тенденций развития венгерской документа листики наметились разные точки зрения. Так, писатель Дюла Чак распространенность такой литературы объясняет стремлением «познать и объяснить жизнь общества» поиском новых средств выражения, которые бы подготовили создание «чисто» художест венных произведений»2. Признавая за «социографическим» жан ром (помимо преобладания в нем частно стей и статистических «подсчетов») право на обобщение, на познание жизни народа, окружающей действительности, относя его к форме писательской публицистики, «самой подходящей в данный момент», он отводит ему преимущественно роль разведчика зло бодневной тематики и проблематики, новых изобразительных средств. Критик Вильмош Фараго несколько ина че понимает назначение документальной ли тературы: «Если и остались еще не изучен ные области жизни, они ждут прежде всего не лирики, пусть «документальной», а науч но точных социологических эссе, рассматри вающих последствия, к каким приводят эко 1 М. С а б о л ч и . Споры вокруг документаль ной литературы. «Иностранная литература», 1У65, № 4, стр. 212. 2 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2