Сибирские огни № 10 - 1972

Например, воспроизводится история одного из преступлений. Последовательно, без за­ путанных сюжетных ходов, надуманных си­ туаций раскрывается преступление Ладжуна. Никакой скованности в действиях персона­ жей перед камерой, никакой наигранности: все предстает так, как есть. На первом пла­ не — психологический и гражданский поеди­ нок следователя по особо важным делам полковника Дейнеко с преступником, рабо­ та мысли следователя, анализирующего, со­ поставляющего факты и показания сви­ детелей и Ладжуна. Будничность следствен­ ного процесса неотразимо воздействует на зрителя, оказывается более заниматель­ ной, нежели традиционные детективные приемы. Намерение преступника выглядеть импо­ зантной личностью оборачивается карика­ турой, обнажает истинное лицо банкрота, пустоту его души. Ничтожеству Ладжуна противостоит благородство и духовность, тонкая проницательность Дейнеко, состав­ ляющие свойства его натуры, которые нель­ зя выдумать или «наиграть». Документализм в телефильме —не толь­ ко фиксация, но и осмысление. Главное — в отборе и расстановке кадров, в умении ви­ деть связь происходящего с явлениями мас­ штабного значения, характерными тенден­ циями эпохи. Телефильм как новый вид искусства, но­ вое эстетическое качество еще формируется. Сегодня создаются не только документаль­ ные и художественные варианты, но и фор­ мы синтетического, смешанного плана, когда сливаются игровые и документальные нача­ ла. Режиссер-постановщик С. Колосов счи­ тает документальность необходимой состав­ ной частью игрового телевизионного фильма. По его мнению, «документальность несет в себе публицистический заряд. Это очень важный компонент в игровом телевизионном фильме. Не обилие крупных планов и не его соответствие с техническими особенностями малого экрана делают игровой фильм имен­ но телевизионным, а его связь с прие­ мами прямого телевидения — прежде всего с тележурналистикой и телепублицистикой, авторскими обращениями к зрителю, ин­ тервью, комментариями, репортажами, ши­ роким применением фото- и кинодокументов архивных материалов и т. д. Я думаю, мож­ но сказать: сегодня документ в телефильме стал художественной необходимостью»1. Приемы монтажа, телепублицистики ши­ роко, например, использует Марлен Хуциев в телефильме — «Алый парус Парижа». Неоспоримое преимущество документаль­ ного телевидения заключается прежде всего в том, что главным предметом его изображе­ ния является говорящий и действующий че­ ловек, наш современник, раскрывающийся пе­ ред зрителями разными гранями характера, во всей своей сложности и нравственном бо­ гатстве. Современная рабочая гема нашла 1 Грани многосерийного. «Комсомольская прав­ да», 2 марта 19G9 г. отражение в таких телефильмах, как «За­ вод» и «Смена» (сценарист В. Самойлов, режиссер В. Лисакович). 6 Осмысление закономерностей развития художественной документалистики, ее места и роли в современном литературном процес­ се, несомненно, связано с вопросом о новых эстетических завоеваниях литературы со­ циалистического реализма, ведет к выявле­ нию новых характерных тенденций в исто­ рическом движении мировой литературы. Социалистическая действительность, ут­ вердившаяся во многих странах, не только обнаружила своеобразие путей развития того или иного народа, но и ту историческую общность, которая предопределила сходство многих экономических, политических и куль­ турных процессов и явлений, проявившихся, в частности, в бурном развитии докумен­ тальных жанров в национальных литерату­ рах Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Че­ хословакии. Литературные формы, как известно, эво­ люционируют и прогрессируют так же, как и человеческая мысль. Репортажи, лириче­ ские и публицистические эссе, биографиче­ ские новеллы, воспоминания, писательские дневники, путевые заметки, все то, что прежде относилось к научно-популярной ли­ тературе (на Западе используют термин «Science nonfiction»),—все эти «несю­ жетные», так называемые «периферийные» жанры, приобретают в нынешних условиях ведущую роль, оказываются в центре чита­ тельских интересов, воздействуют на дру­ гие жанры и виды искусства. Общеизвестны популярность и влияние на общественное сознание таких докумен­ тальных книг, как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга, «Путешествие на Кон-Тики» Т. Хей­ ердала, «Дневник Анны Франк», «Обыкно­ венное убийство» Т. Капоте, «Бронзовые врата» Т. Брезы, «Страшный суд» Б. Димит­ ровой, «Районные будни» В. Овечкина и «Брестская крепость» С, С. Смирнова. Вторжение документализма проявляется в отдельных национальных литературах и искусстве с разной интенсивностью и в са­ мых разнообразных формах. Широкое распространение получила до­ кументальная литература в Болгарии, осо­ бенно очерк, воспоминания, автобиографиче­ ские и мемуарные жанры. Таковы, напри­ мер, книги М. Грыбчевой «Во имя народа» и генерала П. Илиева « В волчьем логове», «Воспоминания» В. Вранчева, автобиографи­ ческая повесть Кашей Колчева «Как я искал свое будущее», которая была задумана в виде творческой исповеди, размышлений о труде писателя, об искусстве и литературе, о творческом процессе. Большим спросом у болгарских читателей пользуются произве­ дения, напоминающие нашу «лирическую прозу», где повествование ведется от имени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2