Сибирские огни № 10 - 1972
Например, воспроизводится история одного из преступлений. Последовательно, без за путанных сюжетных ходов, надуманных си туаций раскрывается преступление Ладжуна. Никакой скованности в действиях персона жей перед камерой, никакой наигранности: все предстает так, как есть. На первом пла не — психологический и гражданский поеди нок следователя по особо важным делам полковника Дейнеко с преступником, рабо та мысли следователя, анализирующего, со поставляющего факты и показания сви детелей и Ладжуна. Будничность следствен ного процесса неотразимо воздействует на зрителя, оказывается более заниматель ной, нежели традиционные детективные приемы. Намерение преступника выглядеть импо зантной личностью оборачивается карика турой, обнажает истинное лицо банкрота, пустоту его души. Ничтожеству Ладжуна противостоит благородство и духовность, тонкая проницательность Дейнеко, состав ляющие свойства его натуры, которые нель зя выдумать или «наиграть». Документализм в телефильме —не толь ко фиксация, но и осмысление. Главное — в отборе и расстановке кадров, в умении ви деть связь происходящего с явлениями мас штабного значения, характерными тенден циями эпохи. Телефильм как новый вид искусства, но вое эстетическое качество еще формируется. Сегодня создаются не только документаль ные и художественные варианты, но и фор мы синтетического, смешанного плана, когда сливаются игровые и документальные нача ла. Режиссер-постановщик С. Колосов счи тает документальность необходимой состав ной частью игрового телевизионного фильма. По его мнению, «документальность несет в себе публицистический заряд. Это очень важный компонент в игровом телевизионном фильме. Не обилие крупных планов и не его соответствие с техническими особенностями малого экрана делают игровой фильм имен но телевизионным, а его связь с прие мами прямого телевидения — прежде всего с тележурналистикой и телепублицистикой, авторскими обращениями к зрителю, ин тервью, комментариями, репортажами, ши роким применением фото- и кинодокументов архивных материалов и т. д. Я думаю, мож но сказать: сегодня документ в телефильме стал художественной необходимостью»1. Приемы монтажа, телепублицистики ши роко, например, использует Марлен Хуциев в телефильме — «Алый парус Парижа». Неоспоримое преимущество документаль ного телевидения заключается прежде всего в том, что главным предметом его изображе ния является говорящий и действующий че ловек, наш современник, раскрывающийся пе ред зрителями разными гранями характера, во всей своей сложности и нравственном бо гатстве. Современная рабочая гема нашла 1 Грани многосерийного. «Комсомольская прав да», 2 марта 19G9 г. отражение в таких телефильмах, как «За вод» и «Смена» (сценарист В. Самойлов, режиссер В. Лисакович). 6 Осмысление закономерностей развития художественной документалистики, ее места и роли в современном литературном процес се, несомненно, связано с вопросом о новых эстетических завоеваниях литературы со циалистического реализма, ведет к выявле нию новых характерных тенденций в исто рическом движении мировой литературы. Социалистическая действительность, ут вердившаяся во многих странах, не только обнаружила своеобразие путей развития того или иного народа, но и ту историческую общность, которая предопределила сходство многих экономических, политических и куль турных процессов и явлений, проявившихся, в частности, в бурном развитии докумен тальных жанров в национальных литерату рах Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Че хословакии. Литературные формы, как известно, эво люционируют и прогрессируют так же, как и человеческая мысль. Репортажи, лириче ские и публицистические эссе, биографиче ские новеллы, воспоминания, писательские дневники, путевые заметки, все то, что прежде относилось к научно-популярной ли тературе (на Западе используют термин «Science nonfiction»),—все эти «несю жетные», так называемые «периферийные» жанры, приобретают в нынешних условиях ведущую роль, оказываются в центре чита тельских интересов, воздействуют на дру гие жанры и виды искусства. Общеизвестны популярность и влияние на общественное сознание таких докумен тальных книг, как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга, «Путешествие на Кон-Тики» Т. Хей ердала, «Дневник Анны Франк», «Обыкно венное убийство» Т. Капоте, «Бронзовые врата» Т. Брезы, «Страшный суд» Б. Димит ровой, «Районные будни» В. Овечкина и «Брестская крепость» С, С. Смирнова. Вторжение документализма проявляется в отдельных национальных литературах и искусстве с разной интенсивностью и в са мых разнообразных формах. Широкое распространение получила до кументальная литература в Болгарии, осо бенно очерк, воспоминания, автобиографиче ские и мемуарные жанры. Таковы, напри мер, книги М. Грыбчевой «Во имя народа» и генерала П. Илиева « В волчьем логове», «Воспоминания» В. Вранчева, автобиографи ческая повесть Кашей Колчева «Как я искал свое будущее», которая была задумана в виде творческой исповеди, размышлений о труде писателя, об искусстве и литературе, о творческом процессе. Большим спросом у болгарских читателей пользуются произве дения, напоминающие нашу «лирическую прозу», где повествование ведется от имени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2