Сибирские огни № 10 - 1972

На Кировском заводе немало рабочих династий, которые также могли стать героями фильма. «Выбрали мы Про- маховых,—утверждает Б. Рычков,— из-за редкостного совпадения дня рождения Ев­ гения Ивановича с днем рождения Советско­ го государства. Но своеобразие этой семьи еще и в том, что Промаховы оказались бук­ вально на всех главных направлениях исто­ рии нашей страны. Они участвовали в ре­ волюции 1905 года и февральской 1917-го, воевали на фронтах Октябрьской революции и были среди тех, кто создавал советскую тяжелую промышленность. Иван Промахов был одним из двадцати пяти тысяч питер­ ских рабочих, посланных партией в деревню в период коллективизации, а сын его, майор Евгений Промахов, во время Отечественной войны, четырежды раненный, был комендан­ том четырех немецких городов. Словом, ока­ залось, что на примере этой семьи, как на «срезе», можно увидеть, ощутить, «потрогать руками» историю рабочего класса нашей страны»* 1. Поэтическую тональность фильму обес­ печивают стихи и песни Л. Ошанина (музы­ ка композитора В. Шаинского), по-разному оттеняющие смысл изображаемых сцен и эпизодов. Большое идейно-эмоциональное воздействие на зрителя оказывает голос диктора, особенно в сцене, когда на Писка- ревском кладбище вдоль братских могил проходит седая женщина —Ольга Ивановна Промахова, сестра Евгения Ивановича, не дождавшаяся с фронта своего жениха. В тот момент, когда она возлагает к подножию мемориала цветы, диктор читает длинный список погибших или расстрелянных фаши­ стами, умерших от голода в блокаду. Отказавшись от формы обычного собы­ тийного репортажа, используя кадры старой хроники, авторы «Поэмы о рабочем классе» обратились к методу длительного кинонаб­ людения, обеспечившему подлинный успех. Нашим современникам посвящен и фильм «Крестьяне» (сценарий Ю.' Дмитрие­ ва, Л. Николаева, режиссер И. Галин). Дей­ ствие здесь свободно переносится во време­ ни и пространстве; Владимирщина и Красно­ дарский край, Латвия, Молдавия и Белорус­ сия. Фильм рассказывает о любви тружени­ ка к своей земле, сельскому труду, родным пейзажам. Для авторского стиля характер­ ны поэтическая и деловая интонации, отра­ зившие два плана повествования. И если поэтический мотив связан со звучанием в фильме русских народных песен, показом лирических картин природы, то производст­ венный мотив передает музыку выступления могучей техники на поля. В центре карти­ ны— галерея народных умельце?., прекрас­ ных организаторов производства, знающих, энергичных, прибыльно ведущих колхозное хозяйство. В фильме затронуто множество проблем, часть из которых еще ждет своего решения. 1 Д. О с т р о в с к и й . «В мире нет прекрас­ ней красоты...». «Литературная газета», 7 ап­ реля 1971 г. Не случаен в прологе картины вопрос: чем отличаются сегодняшние крестьяне от кресть­ ян прошлых десятилетий? Ответ мы находим в нынешней колхозной действительности, ког­ да все более преодолеваются различия меж­ ду городом и деревней, интеллигенцией, ра­ бочим классом и крестьянством. До сих пор не затихает дискуссия о том, что такое телевидение —средство информа­ ции или искусство? Являясь, несомненно, средством информации, оно все более стано­ вится искусством, использует приемы монта­ жа, обретая эстетическое могущество. Многие деятели культуры видят будущее телевидения в документальности. Этой точ­ ки зрения придерживается Г. Товстоногов. «Умелый комментарий,— говорит он,— верно схваченный ритм показываемого события, точная художественная фиксация деталей, создающие эмоциональную окраску показы­ ваемому,—все это превращает телевидение документальных жанров в настоящее искус­ ство»1. Телевидение документально по своей при­ роде. Конкретные события, реальные люд­ ские судьбы, факты и документы состав^- ляют основу многих телефильмов. Голубой экран, вторгшийся в семейный быт, заметно влияет на психологию зрительского восприя­ тия, создает атмосферу доверительности. Один из критиков назвал телевидение «новым качеством достоверности». Действи­ тельно, здесь малейшее нарушение правды жизни, надуманная манерность заметны лю­ бому телезрителю. В то же время возра­ стает возможность «просвечивания» внут­ реннего мира человека, движения его мысли, побуждений и поступков. Все это обеспечи­ вает небывалый успех документальным те­ лефильмам, которые, по мнению К. Щерба­ кова, «сейчас ярче, содержательнее художе­ ственных»2. В тематическом плане творче­ ского объединения «Экран», например, в 1972 году на сто художественных фильмов предполагается свыше ста документальных. Однако у документалистов обнаружи­ ваются свои трудности и просчеты, связан­ ные нередко со стремлением «пригладить», подправить шероховатости в речи героев, добиться внешней стройности повествования, что, казалось бы, обеспечивает завершен­ ность изображаемого. Но это ведет к нару­ шению логики жизни, естественности и не­ принужденности человеческого поведения, когда язык персонажей теряет живую кон­ кретность, индивидуальный колорит. Подоб­ ная искусственность незамедлительно разо­ блачается телеэкраном, обладающим только ему присущей возможностью обнажать ти­ пическое в людях, открывать в них такие качества и свойства, которые составляют сущность характера. В телефильме «Следо­ ватель по особо важным делам» (сценарий О. и А. Лавровых, режисер В. Виноградов), 'Г . Т о в с т о н о г о в . Доброе соперничество. «Литературная газета», 21 мая 1966 г. 1 к. Щ е р б а к о в . Почему документалисты впереди. «Комсомольская правда», 2« сентября 1971 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2