Сибирские огни № 10 - 1972
На Кировском заводе немало рабочих династий, которые также могли стать героями фильма. «Выбрали мы Про- маховых,—утверждает Б. Рычков,— из-за редкостного совпадения дня рождения Ев гения Ивановича с днем рождения Советско го государства. Но своеобразие этой семьи еще и в том, что Промаховы оказались бук вально на всех главных направлениях исто рии нашей страны. Они участвовали в ре волюции 1905 года и февральской 1917-го, воевали на фронтах Октябрьской революции и были среди тех, кто создавал советскую тяжелую промышленность. Иван Промахов был одним из двадцати пяти тысяч питер ских рабочих, посланных партией в деревню в период коллективизации, а сын его, майор Евгений Промахов, во время Отечественной войны, четырежды раненный, был комендан том четырех немецких городов. Словом, ока залось, что на примере этой семьи, как на «срезе», можно увидеть, ощутить, «потрогать руками» историю рабочего класса нашей страны»* 1. Поэтическую тональность фильму обес печивают стихи и песни Л. Ошанина (музы ка композитора В. Шаинского), по-разному оттеняющие смысл изображаемых сцен и эпизодов. Большое идейно-эмоциональное воздействие на зрителя оказывает голос диктора, особенно в сцене, когда на Писка- ревском кладбище вдоль братских могил проходит седая женщина —Ольга Ивановна Промахова, сестра Евгения Ивановича, не дождавшаяся с фронта своего жениха. В тот момент, когда она возлагает к подножию мемориала цветы, диктор читает длинный список погибших или расстрелянных фаши стами, умерших от голода в блокаду. Отказавшись от формы обычного собы тийного репортажа, используя кадры старой хроники, авторы «Поэмы о рабочем классе» обратились к методу длительного кинонаб людения, обеспечившему подлинный успех. Нашим современникам посвящен и фильм «Крестьяне» (сценарий Ю.' Дмитрие ва, Л. Николаева, режиссер И. Галин). Дей ствие здесь свободно переносится во време ни и пространстве; Владимирщина и Красно дарский край, Латвия, Молдавия и Белорус сия. Фильм рассказывает о любви тружени ка к своей земле, сельскому труду, родным пейзажам. Для авторского стиля характер ны поэтическая и деловая интонации, отра зившие два плана повествования. И если поэтический мотив связан со звучанием в фильме русских народных песен, показом лирических картин природы, то производст венный мотив передает музыку выступления могучей техники на поля. В центре карти ны— галерея народных умельце?., прекрас ных организаторов производства, знающих, энергичных, прибыльно ведущих колхозное хозяйство. В фильме затронуто множество проблем, часть из которых еще ждет своего решения. 1 Д. О с т р о в с к и й . «В мире нет прекрас ней красоты...». «Литературная газета», 7 ап реля 1971 г. Не случаен в прологе картины вопрос: чем отличаются сегодняшние крестьяне от кресть ян прошлых десятилетий? Ответ мы находим в нынешней колхозной действительности, ког да все более преодолеваются различия меж ду городом и деревней, интеллигенцией, ра бочим классом и крестьянством. До сих пор не затихает дискуссия о том, что такое телевидение —средство информа ции или искусство? Являясь, несомненно, средством информации, оно все более стано вится искусством, использует приемы монта жа, обретая эстетическое могущество. Многие деятели культуры видят будущее телевидения в документальности. Этой точ ки зрения придерживается Г. Товстоногов. «Умелый комментарий,— говорит он,— верно схваченный ритм показываемого события, точная художественная фиксация деталей, создающие эмоциональную окраску показы ваемому,—все это превращает телевидение документальных жанров в настоящее искус ство»1. Телевидение документально по своей при роде. Конкретные события, реальные люд ские судьбы, факты и документы состав^- ляют основу многих телефильмов. Голубой экран, вторгшийся в семейный быт, заметно влияет на психологию зрительского восприя тия, создает атмосферу доверительности. Один из критиков назвал телевидение «новым качеством достоверности». Действи тельно, здесь малейшее нарушение правды жизни, надуманная манерность заметны лю бому телезрителю. В то же время возра стает возможность «просвечивания» внут реннего мира человека, движения его мысли, побуждений и поступков. Все это обеспечи вает небывалый успех документальным те лефильмам, которые, по мнению К. Щерба кова, «сейчас ярче, содержательнее художе ственных»2. В тематическом плане творче ского объединения «Экран», например, в 1972 году на сто художественных фильмов предполагается свыше ста документальных. Однако у документалистов обнаружи ваются свои трудности и просчеты, связан ные нередко со стремлением «пригладить», подправить шероховатости в речи героев, добиться внешней стройности повествования, что, казалось бы, обеспечивает завершен ность изображаемого. Но это ведет к нару шению логики жизни, естественности и не принужденности человеческого поведения, когда язык персонажей теряет живую кон кретность, индивидуальный колорит. Подоб ная искусственность незамедлительно разо блачается телеэкраном, обладающим только ему присущей возможностью обнажать ти пическое в людях, открывать в них такие качества и свойства, которые составляют сущность характера. В телефильме «Следо ватель по особо важным делам» (сценарий О. и А. Лавровых, режисер В. Виноградов), 'Г . Т о в с т о н о г о в . Доброе соперничество. «Литературная газета», 21 мая 1966 г. 1 к. Щ е р б а к о в . Почему документалисты впереди. «Комсомольская правда», 2« сентября 1971 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2