Сибирские огни № 10 - 1972

публицистики в этих фильмах создаются не только правдивые образы ленинских сорат­ ников, но и раскрывается правда эпохи, классовых битв прошлого, идея непрерывно­ сти и преемственности революционного и ду­ ховного опыта народа, когда естественно сопрягаются день нынешний и день ми­ нувший. Происходит возрождение эпического жац- ра, продолжающего традиции фильма «Бро­ неносец «Потемкин». Широтой и масштаб­ ностью замысла отличается, например, мно­ госерийный киноцикл «Освобождение» (ре­ жиссера Ю. Озерова). Известные массовому зрителю три его части — «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара» — свидетельствуют о новом этапе раскрытия темы Великой Отечественной войны в ее героическом аспекте. В этой исторической хронике с докумен­ тальной точностью воссоздаются централь­ ные эпизоды гигантского единоборства на полях сражений, руководящая роль партии в битве с фашизмом, превосходство страте­ гических замыслов советского командования, разгадавшего стратегию гитлеровских гене­ ралов; достоверно показан массовый геро­ изм советских солдат и офицеров. Отдавая должное зрелищности, помогаю­ щей глубже, обстоятельней раскрыть стой­ кость и мужество советских воинов, их вы­ сокие идейные побуждения, духовную мощь народа, Ю. Озеров добивался правдивости и точности каждого кадра. Достоверно пере­ дают свои роли актеры, создавшие яркие образы крупных советских полководцев и государственных деятелей, особенно М. Ульянов, воплотивший образ маршала Жукова, и В. Давыдов, исполнявший роль Рокоссовского. При этом игра актеров не сводится только к воспроизведению точного внешнего облика или жеста исторических героев, к простой передаче хроники событий и человеческих поступков. Главное в филь­ мах —художественное осмысление нашей победы, выявление ее исторической сущно­ сти для судеб мира и человечества. Это как раз и способствует превращению киноцикла «Освобождение» в подлинно наступательное оружие в борьбе с нашими идеологическими противниками. Большим успехом пользуются и докумен­ тальные фильмы о войне, созданные на базе киноархивных материалов («Великая Оте­ чественная», «Была на земле деревня Кра- суха», «Если дорог тебе твой дом», «Па­ мять»), Здесь киноархивные источники мон­ тируются и выстраиваются в виде монологов персонажей или авторов, которые оценивают события военных лет с точки зрения сегод­ няшнего взгляда на историю. Оценка эта вбирает их непосредственный личный опыт, биографические эпизоды, эволюцию характе­ ров, ,подвергающихся действию времени. Л. Кулиджанов в отчетном докладе на II Всесоюзном съезде кинематографистов под­ робно рассмотрел вопросы развития доку­ ментального кино. «В современном кино,— говорил он,— довольно отчетливо обозначи­ лось движение в сторону документализми, которое охватывает самые различные обла­ сти кинематографического творчества. До- кументализм сегодня полемизирует не толь­ ко с отрицательными тенденциями позавче­ рашнего кино, но и с теми вчерашними (а иногда и сегодняшними) фильмами, кото­ рые «беллетризуют» жизнь, погружая сочи­ ненные характеры в сочиненные обстоятель­ ства, замыкают быт в быту, изолируют человека «как такового» от обстоятельств времени, от большой жизни советского общества...» Документалисты стали теперь чаще, ак­ тивнее обращаться к большим политическим и социальным темам, в ряде случаев опере­ жая художественную кинематографию, про­ кладывая ей новые тематические направле­ ния. Традиции образной публицистики полу­ чили новое развитие в таких фильмах, как «Народа верные сыны», «Служу Советскому Союзу», «Чехословакия в год испытаний»1. Сегодня документальное кино овладевает приемами показа личности, процесса челове­ ческой жизни на экране. Нередко это дела­ ется в форме прямого репортажа из повсе­ дневной напряженной деятельности совре­ менника. Здесь многое зависит не только от съемки, но и отбора, от компоновки кадров, от умения режиссера осмыслить материал, выбрать в массе жанровых наблюдений та­ кие мгновения, которые передают настрое­ ние, переживания, душевное состояние человека. Новаторским фильмом обощающего пла­ на явилась «Поэма о рабочем классе», по­ ставленная в содружестве режиссером Б. Рычковым и поэтом Л. Ошаниным. Авто­ ры воссоздали историю рабочей династии Промаховых, связавших свою судьбу с Ки­ ровским заводом в Ленинграде. Более полувека работает на заводе быв­ ший слесарь, затем батальонный комиссар, ныне мастер гальванического цеха Евгений Иванович Промахов. Его жизненный путь типичен для советского рабочего. Отец его, Иван Алексеевич, пришел на Путиловский завод в 1900 году, и с тех пор семья Прома­ ховых почти каждый год посылает на завод пополнение. Об этой рабочей династии и по­ вествует документальный фильм, превра­ тившийся в поэтический рассказ о рабочем классе нашей страны. Режиссер фильма Б. Рычков так охарак­ теризовал творческую задачу коллектива: «Мы поставили перед собой задачу создать поэтическую историю рабочего класса. Имен­ но поэтическую! Такой замысел требовал не перечисления фактов, не пунктуального сле­ дования истории, а поэтического обобщения. Нам надо было как бы «сфокусировать» исторические судьбы и свершения рабочего класса в нескольких крупных, обобщенных образах...»* 2 'Л . А. К у л и д ж а н о в . Талант и вдохно­ в ен и е-н ар о д у . «Правда», 12 мая 1971 г. 2 Д. О с т р о в с к и й . «В мире нет прекрасней красоты...». «Литературная газета», 7 апреля 1971 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2