Сибирские огни № 10 - 1972
публицистики в этих фильмах создаются не только правдивые образы ленинских сорат ников, но и раскрывается правда эпохи, классовых битв прошлого, идея непрерывно сти и преемственности революционного и ду ховного опыта народа, когда естественно сопрягаются день нынешний и день ми нувший. Происходит возрождение эпического жац- ра, продолжающего традиции фильма «Бро неносец «Потемкин». Широтой и масштаб ностью замысла отличается, например, мно госерийный киноцикл «Освобождение» (ре жиссера Ю. Озерова). Известные массовому зрителю три его части — «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара» — свидетельствуют о новом этапе раскрытия темы Великой Отечественной войны в ее героическом аспекте. В этой исторической хронике с докумен тальной точностью воссоздаются централь ные эпизоды гигантского единоборства на полях сражений, руководящая роль партии в битве с фашизмом, превосходство страте гических замыслов советского командования, разгадавшего стратегию гитлеровских гене ралов; достоверно показан массовый геро изм советских солдат и офицеров. Отдавая должное зрелищности, помогаю щей глубже, обстоятельней раскрыть стой кость и мужество советских воинов, их вы сокие идейные побуждения, духовную мощь народа, Ю. Озеров добивался правдивости и точности каждого кадра. Достоверно пере дают свои роли актеры, создавшие яркие образы крупных советских полководцев и государственных деятелей, особенно М. Ульянов, воплотивший образ маршала Жукова, и В. Давыдов, исполнявший роль Рокоссовского. При этом игра актеров не сводится только к воспроизведению точного внешнего облика или жеста исторических героев, к простой передаче хроники событий и человеческих поступков. Главное в филь мах —художественное осмысление нашей победы, выявление ее исторической сущно сти для судеб мира и человечества. Это как раз и способствует превращению киноцикла «Освобождение» в подлинно наступательное оружие в борьбе с нашими идеологическими противниками. Большим успехом пользуются и докумен тальные фильмы о войне, созданные на базе киноархивных материалов («Великая Оте чественная», «Была на земле деревня Кра- суха», «Если дорог тебе твой дом», «Па мять»), Здесь киноархивные источники мон тируются и выстраиваются в виде монологов персонажей или авторов, которые оценивают события военных лет с точки зрения сегод няшнего взгляда на историю. Оценка эта вбирает их непосредственный личный опыт, биографические эпизоды, эволюцию характе ров, ,подвергающихся действию времени. Л. Кулиджанов в отчетном докладе на II Всесоюзном съезде кинематографистов под робно рассмотрел вопросы развития доку ментального кино. «В современном кино,— говорил он,— довольно отчетливо обозначи лось движение в сторону документализми, которое охватывает самые различные обла сти кинематографического творчества. До- кументализм сегодня полемизирует не толь ко с отрицательными тенденциями позавче рашнего кино, но и с теми вчерашними (а иногда и сегодняшними) фильмами, кото рые «беллетризуют» жизнь, погружая сочи ненные характеры в сочиненные обстоятель ства, замыкают быт в быту, изолируют человека «как такового» от обстоятельств времени, от большой жизни советского общества...» Документалисты стали теперь чаще, ак тивнее обращаться к большим политическим и социальным темам, в ряде случаев опере жая художественную кинематографию, про кладывая ей новые тематические направле ния. Традиции образной публицистики полу чили новое развитие в таких фильмах, как «Народа верные сыны», «Служу Советскому Союзу», «Чехословакия в год испытаний»1. Сегодня документальное кино овладевает приемами показа личности, процесса челове ческой жизни на экране. Нередко это дела ется в форме прямого репортажа из повсе дневной напряженной деятельности совре менника. Здесь многое зависит не только от съемки, но и отбора, от компоновки кадров, от умения режиссера осмыслить материал, выбрать в массе жанровых наблюдений та кие мгновения, которые передают настрое ние, переживания, душевное состояние человека. Новаторским фильмом обощающего пла на явилась «Поэма о рабочем классе», по ставленная в содружестве режиссером Б. Рычковым и поэтом Л. Ошаниным. Авто ры воссоздали историю рабочей династии Промаховых, связавших свою судьбу с Ки ровским заводом в Ленинграде. Более полувека работает на заводе быв ший слесарь, затем батальонный комиссар, ныне мастер гальванического цеха Евгений Иванович Промахов. Его жизненный путь типичен для советского рабочего. Отец его, Иван Алексеевич, пришел на Путиловский завод в 1900 году, и с тех пор семья Прома ховых почти каждый год посылает на завод пополнение. Об этой рабочей династии и по вествует документальный фильм, превра тившийся в поэтический рассказ о рабочем классе нашей страны. Режиссер фильма Б. Рычков так охарак теризовал творческую задачу коллектива: «Мы поставили перед собой задачу создать поэтическую историю рабочего класса. Имен но поэтическую! Такой замысел требовал не перечисления фактов, не пунктуального сле дования истории, а поэтического обобщения. Нам надо было как бы «сфокусировать» исторические судьбы и свершения рабочего класса в нескольких крупных, обобщенных образах...»* 2 'Л . А. К у л и д ж а н о в . Талант и вдохно в ен и е-н ар о д у . «Правда», 12 мая 1971 г. 2 Д. О с т р о в с к и й . «В мире нет прекрасней красоты...». «Литературная газета», 7 апреля 1971 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2