Сибирские огни № 10 - 1972
нам, что мы больше не тыл нашей доблест ной армии. Мы — ее настоящие бойцы и пе редовая позиция, каждый взрослый с сего 18 августа — боец! Запомни это и пойми»1. Открывающие роман приказы и воззва ния сразу же вводят читателя в атмосфе ру ожесточенной борьбы, подчеркивают достоверность повествования. «Писателю, особенно дерзающему созда вать так называемые масштабные полот на,—говорила М. Ганина во время обсуж дения проблемных вопросов современного рассказа,— необходимо... держаться пре дельно близко к реальным фактам, так близ ко, чтобы читающий по каким-то точным, пусть пронзительно-грубым, деталям пове рил: так было, писавший — очевидец. В спо собности увидеть, услышать, собрать, напи сать такие детали, а также осмыслить на уровне века значение происходящего со стоит... сейчас мерило таланта. А вовсе не в умении выдумывать сложные интриги, не обыкновенно «закрученные» сюжетные хо ды, пикантные истории...». По ее мнению, «в больших формах будущее за докумен тальностью или гениальной подделкой под документ...»* 23. . Притягательная сила реального факта, документа вполне объяснима. Нашего сов ременника, привыкшего к точной информа ции, привлекает то, что было, сведения до стоверные, правдивые, участие в событиях реальных лиц, мотивировка их поступков, мысли и переживания того или иного чело века в критические переломные моменты его личной судьбы или судеб народных. Вот почему многие читатели сегодня предпочитают художественным произведе ниям исторические исследования, сборники документов, материалы всевозможных су дебных процессов, мемуары, воспоминания, дневники и записки. «Произведение доку ментальное,— утверждает С. Залыгин,— утоляет жажду читателя в фактах первич ных как таковых, наименее искаженных авторским субъективизмом, но подкреплен ных его знаниями, его интеллектом»3. Ф. Достоевский в свое время писал, что нет ничего «фантастичнее и неожиданнее действительности», что «никогда романис ту не представить таких возможностей, как те, которые действительность представляет нам каждый день тысячами в виде самых обыкновенных вещей», что «иного даже вовсе не выдумать никакой фантазией...»4. О больших возможностях, представляе мых художнику самой жизнью, писал в «Автобиографии» Б. Полевой. По его мне нию, «можно писать художественные вещи точно по канве реальных событий... в наших социалистических условиях возможно выво' С. З а л ы г и н . Соленая Падь. «Новый мир», 1967, № 4, стр. 5. 2М- Г а н и н а . Без литературщины. «Вопро сы литературы», 1969, № 7, стр. 77. 3 С. 3 а л ы г и н. Черты документальности. «Вопросы литературы», 1970, № 2, стр. 45. 4 Ф. Д о с т о е в с к и й . Поли. собр. худ. про изведений. Л., Госиздат, 1929, т. XI, стр. 234. дить в книге живого, реального современ ника, который, если он несет в себе типиче-, ские приметы времени, продолжая сущест вовать в жизни, может стать и героем ли-, тературы»1. Действительно, в его книгах «Повесть о. настоящем человеке», «Мы —советские лю ди», «Современники», «Золото» «Глубокий тыл», «Доктор Вера», «В конце концов», в дневниковых книгах о Великой Отечест венной войне показаны подлинные лица, от ражены невыдуманные факты. Б. Полевой создавал их «точно по конве реальных со бытий». 4 Еще недавно драматург В. Розов писал: «Наиболее характерная современная мане ра письма — это беспристрастное исследо вание предмета. Время такое, он требует от нас исследования беспристрастного. Истина и правда конкретны. Это бремя истинности сегодня на современных писа телях всего мира. Именно поэтому широко распространена на Западе и начинает про биваться у нас документальная драма»2. В театральных афишах последних лет нередко упоминались исторические докумен тальные драмы. «Правду! Ничего, кроме правды!» —так была названа пьеса Д. Аля. Перед нами не просто название отдель ной пьесы. Это определенная тенденция, определенная направленность в нынешнем развитии театра. Черты современной документальной дра мы —проблемность, публицистичность, ин теллектуализм и концептуальность — замет но проявились в пьесах на исторические темы («Декабристы» Л. Зорина, «Народо вольцы» А. Свободина, «Шестое июля» и «Тридцатое августа» («Большевики») М. Шатрова). Пьеса «Шестое июля /1964/ рассматрива лась самим автором как «опыт докумен тальной драмы». С обстоятельностью исто рика М. Шатров воспроизводит драмати ческие перипетии шестого июля 1918 года, когда на V съезде Советов намечалось при нять решение о договоре с Германией. В этот ответственнейший в истории молодой Советской республики момент против Лени на и большевиков единым фронтом высту пили левые эсеры во главе со своим лиде ром Марией Спиридоновой. Среди мятеж ников — ведущие члены эсеровского ЦК, крупные военачальники и чекисты. Спрово цировав убийство германского посла Мйр- баха и арестовав Ф. Э. Дзержинского, они готовили расправу над В. И. Лениным. В основу пьесы положена кризисная си туация истории, обнажающая взрыв челове ческих страстей, требующая от героев реши тельных слов и поступков. 1 Б. П о л е в о й . Автобиография. «Вопрвсы ли тературы», 1959, № 4, стр. 185—186. 2 В. Р о з о в . Процесс созидания. «Вопросы литературы», 1968, № 8, стр. 97,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2