Сибирские огни № 10 - 1972

позиционное назначение: служат связующим звеном, объединяют в целостное повествова­ ние отдельные зарисовки, сцены и фрагмен­ ты. Авторов этих книг отличает присталь­ ный интерес к человеческим судьбам, к ми­ ру душевных качеств героев, которые рас­ крываются в смертельной схватке с гитле­ ровскими захватчиками. В пятидесятые годы вновь на передний план выдвигается документальный очерк. Именно с него началось оживление и обнов­ ление литературного процесса, он оправдал свое назначение разведчика, боевого опера­ тивного жанра. Возвышение очерка нача­ лось с колхозной тематики, с выхода в свет произведений В. Овечкина, А. Калини­ на, В. Тендрякова, С. Залыгина, Г. Трое- польского, М. Жестева, И. Антонова. Писа­ тели-очеркисты, исследуя причины отстава­ ния сельского хозяйства, активно вмешива­ лись в жизнь, смело решали злободневные для того времени задачи. Вот почему их произведения шли не только в ногу с жиз­ нью, по горячим следам событий, но и на­ мечали перспективы движения, открывали новые конфликты. Описательный очерк и очерк-корреспонденция, преобладавшие в литературе конца 40-х —начала 50-х годов, уступают место художественно-исследова­ тельским проблемным очеркам, которые по своему объему, по широте охвата материа­ ла, по глубине проникновения в жизнь, по силе изображения типических явлений и ха­ рактеров приближаются к повести и даже роману. Появились очерковые циклы, свя­ занные единой темой и общими героями, отражающие не только отдельные факты и эпизоды в жизни колхозной деревни, но и переломные моменты исторического разви- .тия колхозного крестьянства. Таковы циклы очерков В. Овечкина «Районные будни» и «Трудная весна», «Не­ умирающие корни» и «Лунные ночи» А. Ка­ линина, «Деревенский дневник» Е. Дороша, очерковые книги М. Жестева, И. Антонова, Л. Иванова. Документально-публицистиче­ ские принципы типизации жизненного мате­ риала, присущие очерку, проникают в по­ весть и роман, эпическую поэму и драму. Не следует забывать и о такой характер­ ной черте современного искусства и литера­ туры, как сближение, взаимопроникновение и взаимовлияние разных жанров друг на друга, появление гибридных и промежуточ­ ных форм — очерковая повесть, роман-очерк, роман-документ и т. д. В последнее время некоторые литературоведы говорят о новых формах художественного обобщения, при­ сущих литературе социалистического реализ­ ма, об аналитизме и синтетизме, о все воз­ растающей роли «мыслительной емкости» (Л. Леонов). 3 В советской и зарубежной литературе многие художественные жанры изменяются, трансформируются, «работают под доку­ мент», опираются на приемы документаль­ ного повествования. В романе «Дыхание грозы» белорусский прозаик И. Мележ вводит стенографические записи, документы 20-х годов в их перво­ зданном виде. И само произведение обре­ тает черты хроники народной жизни, вос­ принимается как художественный документ времени. Чтобы осветить жизнь как слож­ ный исторический поток, включавший в себя разные течения, И. Мележ, по его призна­ нию, «должен был показать ее с разных то­ чек, на разных уровнях. Так в роман «Ды­ хание грозы» вошли главы о местечковом быте, о деятельности районных руководите­ лей, о чистке партии, о сессии ЦИК Бело­ руссии, обсуждавшей вопросы коллективи­ зации»3 1. «Соленую Падь» (1967) С. Залыгин за­ думал вначале как роман-документ, героем которого предполагал показать человека ле­ гендарной храбрости и полководческого та­ ланта, главнокомандующего сибирской пар­ тизанской армией Ефима Мефодьевича Ма­ монтова. Писатель совершил поездку по местам гражданской войны, встречался с родственниками и близкими Мамонтову людьми, бывшими партизанами и свидетеля­ ми крестьянского восстания против Колча­ ка в 1919 году. Для подтверждения расска­ зов бывалых людей, уточнения отдельных дат и эпизодов, он изучает архивные источ­ ники и комплекты издававшихся в 1918—- 1920 годах газет. В общей сложности С. Залыгин просмотрел свыше двух тысяч номеров газет, законспектировал более ты­ сячи страниц различных исторических мате­ риалов. Хотя замысел претерпел изменения и в «Соленой Пади» выведены вымышленные персонажи, автор многие факты и события воспроизвел с документальной точностью. Черты эпохи и дух времени, устремления революционного крестьянства, сам характер народной борьбы против хорошо вооружен­ ных и отмобилизованных белогвардейских войск раскрываются с убедительной досто­ верностью. Верность документальной правде подчер­ кивается введением в повествование самых различных воззваний и приказов, газетных источников и т. д. Деревянные столбы на крыльце плавного революционного штаба в Соленой Пади снизу доверху заклеены призывами. Здесь и обращение «Верховного правителя ми вер­ ховного главнокомандующего армией Кол­ чака» на выцветшей пожелтевшей бумаге, и приказ белогвардейского полковника Ер- шевского. На другом столбе —воззвание к «Товарищам крестьянам!» агитационного отдела при главном штабе и Главного рево­ люционного штаба краснопартизанской рес­ публики «Соленая Падь»: «Артиллерийская белая расправа прибли­ жается к нам, товарищи! И она объявила 1 И. М е л е ж . Найти себя. «Вопросы литера­ туры», 1970, № 10, стр. 130.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2