Сибирские огни № 10 - 1972
позиционное назначение: служат связующим звеном, объединяют в целостное повествова ние отдельные зарисовки, сцены и фрагмен ты. Авторов этих книг отличает присталь ный интерес к человеческим судьбам, к ми ру душевных качеств героев, которые рас крываются в смертельной схватке с гитле ровскими захватчиками. В пятидесятые годы вновь на передний план выдвигается документальный очерк. Именно с него началось оживление и обнов ление литературного процесса, он оправдал свое назначение разведчика, боевого опера тивного жанра. Возвышение очерка нача лось с колхозной тематики, с выхода в свет произведений В. Овечкина, А. Калини на, В. Тендрякова, С. Залыгина, Г. Трое- польского, М. Жестева, И. Антонова. Писа тели-очеркисты, исследуя причины отстава ния сельского хозяйства, активно вмешива лись в жизнь, смело решали злободневные для того времени задачи. Вот почему их произведения шли не только в ногу с жиз нью, по горячим следам событий, но и на мечали перспективы движения, открывали новые конфликты. Описательный очерк и очерк-корреспонденция, преобладавшие в литературе конца 40-х —начала 50-х годов, уступают место художественно-исследова тельским проблемным очеркам, которые по своему объему, по широте охвата материа ла, по глубине проникновения в жизнь, по силе изображения типических явлений и ха рактеров приближаются к повести и даже роману. Появились очерковые циклы, свя занные единой темой и общими героями, отражающие не только отдельные факты и эпизоды в жизни колхозной деревни, но и переломные моменты исторического разви- .тия колхозного крестьянства. Таковы циклы очерков В. Овечкина «Районные будни» и «Трудная весна», «Не умирающие корни» и «Лунные ночи» А. Ка линина, «Деревенский дневник» Е. Дороша, очерковые книги М. Жестева, И. Антонова, Л. Иванова. Документально-публицистиче ские принципы типизации жизненного мате риала, присущие очерку, проникают в по весть и роман, эпическую поэму и драму. Не следует забывать и о такой характер ной черте современного искусства и литера туры, как сближение, взаимопроникновение и взаимовлияние разных жанров друг на друга, появление гибридных и промежуточ ных форм — очерковая повесть, роман-очерк, роман-документ и т. д. В последнее время некоторые литературоведы говорят о новых формах художественного обобщения, при сущих литературе социалистического реализ ма, об аналитизме и синтетизме, о все воз растающей роли «мыслительной емкости» (Л. Леонов). 3 В советской и зарубежной литературе многие художественные жанры изменяются, трансформируются, «работают под доку мент», опираются на приемы документаль ного повествования. В романе «Дыхание грозы» белорусский прозаик И. Мележ вводит стенографические записи, документы 20-х годов в их перво зданном виде. И само произведение обре тает черты хроники народной жизни, вос принимается как художественный документ времени. Чтобы осветить жизнь как слож ный исторический поток, включавший в себя разные течения, И. Мележ, по его призна нию, «должен был показать ее с разных то чек, на разных уровнях. Так в роман «Ды хание грозы» вошли главы о местечковом быте, о деятельности районных руководите лей, о чистке партии, о сессии ЦИК Бело руссии, обсуждавшей вопросы коллективи зации»3 1. «Соленую Падь» (1967) С. Залыгин за думал вначале как роман-документ, героем которого предполагал показать человека ле гендарной храбрости и полководческого та ланта, главнокомандующего сибирской пар тизанской армией Ефима Мефодьевича Ма монтова. Писатель совершил поездку по местам гражданской войны, встречался с родственниками и близкими Мамонтову людьми, бывшими партизанами и свидетеля ми крестьянского восстания против Колча ка в 1919 году. Для подтверждения расска зов бывалых людей, уточнения отдельных дат и эпизодов, он изучает архивные источ ники и комплекты издававшихся в 1918—- 1920 годах газет. В общей сложности С. Залыгин просмотрел свыше двух тысяч номеров газет, законспектировал более ты сячи страниц различных исторических мате риалов. Хотя замысел претерпел изменения и в «Соленой Пади» выведены вымышленные персонажи, автор многие факты и события воспроизвел с документальной точностью. Черты эпохи и дух времени, устремления революционного крестьянства, сам характер народной борьбы против хорошо вооружен ных и отмобилизованных белогвардейских войск раскрываются с убедительной досто верностью. Верность документальной правде подчер кивается введением в повествование самых различных воззваний и приказов, газетных источников и т. д. Деревянные столбы на крыльце плавного революционного штаба в Соленой Пади снизу доверху заклеены призывами. Здесь и обращение «Верховного правителя ми вер ховного главнокомандующего армией Кол чака» на выцветшей пожелтевшей бумаге, и приказ белогвардейского полковника Ер- шевского. На другом столбе —воззвание к «Товарищам крестьянам!» агитационного отдела при главном штабе и Главного рево люционного штаба краснопартизанской рес публики «Соленая Падь»: «Артиллерийская белая расправа прибли жается к нам, товарищи! И она объявила 1 И. М е л е ж . Найти себя. «Вопросы литера туры», 1970, № 10, стр. 130.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2