Сибирские огни № 10 - 1972

бегать либо к широким обобщениям, либо к иносказаниям, к реалистической символике и т. д. Опираясь на тот или иной «жизнен­ ный оригинал», классики, как правило, изы­ мали этот реальный прототип из конкретных его связей с окружающими людьми, из об­ стоятельств, в которых они действовали, и «пересаживали» его в общество вымышлен­ ных литературных персонажей, событий, об­ стоятельств, добиваясь создания типических характеров большого художественного и со­ циального звучания. Советская литература, не утрачивая ка­ честв типичности, художественного обобще­ ния, присущих беллетристике прошлого, с самых истоков была более фактичной, доку­ ментальной. Писатели в послеоктябрьские годы стремились запечатлеть революцион­ ную перестройку мира в конкретных формах проявления нового, ростков коммунизма, от­ разить реальные процессы живой жизни — массовый героизм в борьбе с внутренними и внешними врагами, разрухой, трудовой подвиг в годы социалистического строитель­ ства, формирование новой личности. В со­ ветское время возникли совсем другие усло­ вия для художественного отображения дей­ ствительности. Отпала необходимость заши­ фровки изображаемого, поэтому писатели смелее вводили в свои произведения худо­ жественно обобщенные, типизированные биографии исторически конкретных людей, едва прикрыЬ их — и то не всегда —вымыш­ ленными именами. Советская действитель­ ность оказалась настолько богатой интерес­ нейшими и поучительными фактами, имею­ щими громадный типический смысл и зна­ чение, что они явились исходным материалом для создания произведений, документальных в своей основе. В первые годы Советской власти В. И. Ле­ нин придавал особое значение агитационно­ воспитательной роли литературы и искусст­ ва. Луначарский вспоминал, как в 1918 году Владимир Ильич говорил ему о том, «что надо двинуть вперед искусство, как агита­ ционное средство...»1. Но агитационную силу искусства Ленин видел прежде всего в его п р а в д и в о с т и . В 1920 году он писал: «Ясность пропаганды и агитации есть основ­ ное условие. Если наши противники говори­ ли и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации и пропаганды, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов и было исписано много бумаги, а это надо понимать внут­ ренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в голо­ вы всех. И от этой правды отклониться нельзя»1 2. Большое внимание Ленин уделял дейст­ венности печати, пропагандирующей прав­ ду становления новой действительности, воспитывающей массы на живых «приме­ рах и образцах из всех областей 1 В. И. Л е н и н о литературе и искусстве. М., «Худ. литература», 1967, стр. 668. 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч„ т. 40, стр. 252. жизни». В статье «Великий почин» (1919) Владимир Ильич подчеркивал: «...побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства —этот ло­ зунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропаганди­ стам, организаторам...»1 Следовательно, действенность печатного слова (в том числе и художественного) в пропаганде новой жизни Ленин связывал с воспитательной ролью конкретных фактов коммунистического строительства, из жизни взятых и жизнью проверенных. Умение писателей подметить ростки ново­ го, коммунистического в самой жизни, пока­ зать их с достоверной точностью Владимир Ильич приветствовал и в статье «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов», написанной по поводу выхода в свет очер­ ковой книги А. Тодорского «Год с винтов­ кой и плугом» (1918). Ленин отмечал, что публикация подобных книг, «богатых цен­ ным фактическим материалом», принесет больше пользы социализму, «чем многие из газетных, журнальных и книжных работ за­ писных литераторов, сплошь да рядом за бумагой не видящих жизни»2. Известна высокая ленинская оценка ли­ тературной деятельности А. Серафимовича первых послеоктябрьских лет, выступавшего с документальными очерками, корреспонден­ циями и маленькими зарисовками, стремив­ шегося правдиво и достоверно рассказать об организации и становлении Советской власти на местах (письмо В. И. Ленина А. Серафимовичу от 21 мая 1920 года). Сам писатель так оценивал свое творчество этого периода: «Я знал, что самое главное и важ­ ное —быть правдивым. Советскому читате­ лю не нужно никакого приукрашивания, но надо, чтобы он вполне весил корреспонден­ ту,—тогда затраченная энергия не пропадет даром... Я писал в форме очерка, иногда с публицистическими и деловыми рассужде­ ниями. Индивидуальные черты творчества исчезали. Я добивался того, чтобы... мои корреспонденции повлекли за собой опреде­ ленные действия»3. По признанию А. Серафимовича, опера­ тивная очерковая и газетная работа в годы гражданской войны подготовила его «к сжатости изложения и к быстроте развер­ тывания повествования, к подбору убеди­ тельных фактов и их обобщению»4. Именно подбор достоверных жизненных фактов и их обобщение были замечены Ле­ ниным в очерке А. Серафимовича «Голодные, холодные». Вспоминая историю его созда­ ния, писатель отмечал, что этот очерк, по свидетельству М. И. Ульяновой, «Владимир Ильич прочитал, одобрил и сказал: 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 39, стр. 13. 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 37, стр. 407—408. 3 А. С е р а ф и м о в и ч . Собрание сочинений, т. V III, М., «Гослитиздат», 1948, стр. 426. 4 А. С е р а ф и м о в и ч . Собрание сочинений, т, V III, стр. 425.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2