Сибирские огни № 10 - 1972
бегать либо к широким обобщениям, либо к иносказаниям, к реалистической символике и т. д. Опираясь на тот или иной «жизнен ный оригинал», классики, как правило, изы мали этот реальный прототип из конкретных его связей с окружающими людьми, из об стоятельств, в которых они действовали, и «пересаживали» его в общество вымышлен ных литературных персонажей, событий, об стоятельств, добиваясь создания типических характеров большого художественного и со циального звучания. Советская литература, не утрачивая ка честв типичности, художественного обобще ния, присущих беллетристике прошлого, с самых истоков была более фактичной, доку ментальной. Писатели в послеоктябрьские годы стремились запечатлеть революцион ную перестройку мира в конкретных формах проявления нового, ростков коммунизма, от разить реальные процессы живой жизни — массовый героизм в борьбе с внутренними и внешними врагами, разрухой, трудовой подвиг в годы социалистического строитель ства, формирование новой личности. В со ветское время возникли совсем другие усло вия для художественного отображения дей ствительности. Отпала необходимость заши фровки изображаемого, поэтому писатели смелее вводили в свои произведения худо жественно обобщенные, типизированные биографии исторически конкретных людей, едва прикрыЬ их — и то не всегда —вымыш ленными именами. Советская действитель ность оказалась настолько богатой интерес нейшими и поучительными фактами, имею щими громадный типический смысл и зна чение, что они явились исходным материалом для создания произведений, документальных в своей основе. В первые годы Советской власти В. И. Ле нин придавал особое значение агитационно воспитательной роли литературы и искусст ва. Луначарский вспоминал, как в 1918 году Владимир Ильич говорил ему о том, «что надо двинуть вперед искусство, как агита ционное средство...»1. Но агитационную силу искусства Ленин видел прежде всего в его п р а в д и в о с т и . В 1920 году он писал: «Ясность пропаганды и агитации есть основ ное условие. Если наши противники говори ли и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации и пропаганды, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов и было исписано много бумаги, а это надо понимать внут ренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в голо вы всех. И от этой правды отклониться нельзя»1 2. Большое внимание Ленин уделял дейст венности печати, пропагандирующей прав ду становления новой действительности, воспитывающей массы на живых «приме рах и образцах из всех областей 1 В. И. Л е н и н о литературе и искусстве. М., «Худ. литература», 1967, стр. 668. 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч„ т. 40, стр. 252. жизни». В статье «Великий почин» (1919) Владимир Ильич подчеркивал: «...побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства —этот ло зунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропаганди стам, организаторам...»1 Следовательно, действенность печатного слова (в том числе и художественного) в пропаганде новой жизни Ленин связывал с воспитательной ролью конкретных фактов коммунистического строительства, из жизни взятых и жизнью проверенных. Умение писателей подметить ростки ново го, коммунистического в самой жизни, пока зать их с достоверной точностью Владимир Ильич приветствовал и в статье «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов», написанной по поводу выхода в свет очер ковой книги А. Тодорского «Год с винтов кой и плугом» (1918). Ленин отмечал, что публикация подобных книг, «богатых цен ным фактическим материалом», принесет больше пользы социализму, «чем многие из газетных, журнальных и книжных работ за писных литераторов, сплошь да рядом за бумагой не видящих жизни»2. Известна высокая ленинская оценка ли тературной деятельности А. Серафимовича первых послеоктябрьских лет, выступавшего с документальными очерками, корреспонден циями и маленькими зарисовками, стремив шегося правдиво и достоверно рассказать об организации и становлении Советской власти на местах (письмо В. И. Ленина А. Серафимовичу от 21 мая 1920 года). Сам писатель так оценивал свое творчество этого периода: «Я знал, что самое главное и важ ное —быть правдивым. Советскому читате лю не нужно никакого приукрашивания, но надо, чтобы он вполне весил корреспонден ту,—тогда затраченная энергия не пропадет даром... Я писал в форме очерка, иногда с публицистическими и деловыми рассужде ниями. Индивидуальные черты творчества исчезали. Я добивался того, чтобы... мои корреспонденции повлекли за собой опреде ленные действия»3. По признанию А. Серафимовича, опера тивная очерковая и газетная работа в годы гражданской войны подготовила его «к сжатости изложения и к быстроте развер тывания повествования, к подбору убеди тельных фактов и их обобщению»4. Именно подбор достоверных жизненных фактов и их обобщение были замечены Ле ниным в очерке А. Серафимовича «Голодные, холодные». Вспоминая историю его созда ния, писатель отмечал, что этот очерк, по свидетельству М. И. Ульяновой, «Владимир Ильич прочитал, одобрил и сказал: 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 39, стр. 13. 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 37, стр. 407—408. 3 А. С е р а ф и м о в и ч . Собрание сочинений, т. V III, М., «Гослитиздат», 1948, стр. 426. 4 А. С е р а ф и м о в и ч . Собрание сочинений, т, V III, стр. 425.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2