Сибирские огни № 10 - 1972

который не в состоянии создать никакая самая богатая фантазия»1. Сегодня трудно представить какую-либо область нашей духовной жизни, в которой не принимал бы участия документализм. Сфера его проникновения в изменяющуюся и раз­ вивающуюся действительность, в область культурных человеческих отношений без­ гранична. Это в свою очередь породило мно­ гообразие форм и направлений документа- лизма. Современная документалистика охваты­ вает романы и повести, очерки и дневники, новеллы, путевые заметки и воспоминания, художественные биографии, литературные портреты, мемуары и автобиографические произведения, жанры раздумья и научного поиска, репортажи, записки, эпистолярные книги, драматургию, кино, радио и телепере­ дачи. Вторжение документализма в литера­ туру и искусство воспринимается не только как «веление времени» или моды, а как не­ избежный, исторически обусловленный про­ цесс, который в свое время предсказывал В. Г. Белинский. «Конечно,—пишет Н. Атаров,— наивно отдавать предпочтение по моде дня факту перед вымыслом или видеть в современной бессюжетной прозе новый шаг в художест­ венном развитии человечества, то есть забы­ вать, что сказочный миф и путевой очерк неразрывно переплелись еще в литературе античного мира». По его мнению, «не сле­ дует объяснять преимущественное развитие каких-либо «странных» бессюжетных видов искусства недостатками, недоработками ка­ нонической школы... Но бессюжетная проза, как и прозаическое кино, зарождается все- таки не в вакууме, не вследствие деграда­ ции некоего «настоящего искусства» — они сами в равной мере являются таковым. Дей­ ствительность всегда говорит своим языком. И она обращается к каждому из нас —к то­ му, кто найдет»* 2. Сегодня документальная литература су­ ществует и развивается параллельно с ху­ дожественной. Дополняя и обогащая друг друга, они служат одной цели: художествен­ ному освоению многообразия жизненных фактов и явлений. Не случайно проблемы изучения художественно-документальной ли­ тературы привлекают в последнее время все большее число исследователей как в нашей стране, так и за рубежом. Так, при обсуж­ дении прозы 1965 года на страницах журна­ ла «Вопросы литературы» (1966, № 2) в центре внимания была проблема достовер­ ности. О путях развития документальных жанров, их истоках в советской литературе шел разговор и при анализе произведений 1966 года («Вопросы литературы». 1967, № 3 ). На заседании комиссий правления Союза писателей РСФСР в январе 1968 года, где ‘ С. С м и р н о в (ответ на анкету: Жизнен­ ный материал и художественное обобщение»), «Вопросы литературы», 1966, № 9, стр. 45. 2 Н, А т а р о в . Тому, кто найдет. «Иностран­ ная литература», 1966, № 8, стр. 186—187, подводились итоги 1967 «журнального» ли­ тературного года («Литературная Россия», 2 февраля 1968, № 6), упоминалось о «могу­ чем разливе документальности, захватившей не только литературу, но и театр, и кино, и телевидение». Несколько раньше, в 1966 году, в редакции журнала «Иностранная ли­ тература» состоялась творческая встреча писателей и литературоведов, посвященная документальной литературе и ее месту в современном литературном процессе. Вы­ ступления участников встречи были опубли­ кованы в разделе критики журнала под за­ головком: «Литература, документ, факт» («Иностранная литература», 1966, № 8). В том же году редакция журнала «Воп­ росы литературы» обратилась к ряду писа­ телей, работающих в документальных жанрах, с анкетой: «Жизненный материал и художественное обобщение». Ответы на ан­ кету («Вопросы литературы, 1966, № 9), как и опубликованные материалы в «Иност­ ранной литературе», свидетельствуют о пер­ вых попытках разобраться в закономер­ ностях развития художественной документа­ листики. В центре внимания оказались вопросы традиций и новаторства, соотноше­ ния факта, документа и вымысла, трансфор­ мации реального характера в художествен­ ный образ, причины популярности и сегод­ няшнее состояние документальных жанров. 2 Истоки и традиции документализма в отечественной литературе связаны с жанром, берущим начало от «Писем русского путе­ шественника» Н. Карамзина, «Загородной поездки» А. Грибоедова, «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Пу­ тешествия в Арзрум» А. Пушкина, очерко­ вых произведений 40-х годов прошлого сто­ летия, запечатлевших начало революционно- демократического периода освободительного движения. Уже тогда формировались такие качества документальной очерковой литера­ туры, как высокая гражданственность, инте­ рес к злободневным социальным проблемам народного бытия, стремление воздействовать на жизненный процесс средствами художе­ ственно-публицистического творчества. Особенно важную роль в становлении до­ кументальных жанров сыграли такие про­ изведения, как «Былое и думы» А. Герцена, «Записки охотника» И. Тургенева, «Сева­ стопольские рассказы» Л. Толстого, много­ численные очерки Г. Успенского, раннего М. Горького, В. Короленко, «Остров Саха­ лин» А. Чехова и т. д. Но литература 19 века была преимущест­ венно беллетристической. Разумеется, многие писатели критического реализма опирались на конкретные факты и явления действитель­ ности, раскрывали реальные социальные противоречия эпохи, но нередко из-за цен­ зурных и других условий они были лишены возможностей давать точный адрес того, что отражали. Чаще всего им приходилось при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2