Сибирские огни № 10 - 1972

но-документальную литературу «каким-то новым жанром»1, «особым», «художествен­ но-документальным жанром»* 2, другие — «но­ вой для нашего времени литературой»3, третьи — «словесностью особого склада»4 или «бессюжетной прозой»56. Белорусский писатель А. Адамович счи­ тает, что «документальность — это и жанр, но это и стиль, неоднородный, но чрезвы­ чайно созвучный нашему времени»*. В отчетном докладе на IV съезде писа­ телей СССР в 1967 году («Современность и проблемы прозы») Г. Марков говорил: «Сложилось и плодотворно раздвинуло свои границы и возможности историко-докумен­ тальное повествование. Возникло нечто та­ кое совершенно новое, что пока еще не под­ дается общепринятой классификации: произ­ ведения, в которых сливаются романные на­ чала с обозрением боевого пути армейских Частей и соединений, или разыскания под­ линных фактов о героизме людей —с высо­ кой патетической публицистикой, или днев­ никовые записи, автобиографические зари­ совки»7. Документально -художеств енные книги, конечно, неравноценны по своим достоинст­ вам, заметно отличаются по содержанию, манере письма, но их сближает такой ро­ довой признак, как документальная основа, то есть тот конкретный исторический или современный жизненный материал, реаль­ ные факты, события и люди, на базе кото­ рых строится повествование. Отдельные писатели-документалисты рас­ ходятся в понимании документальной осно­ вы, хотя видят в ней достоверность содер­ жания того или иного произведения, со­ ответствующего точным фактам и явлениям действительности, характерам прототипов. «В понятие «документальная основа»,— говорит А. Аграновский,— я вкладываю са­ мое примитивное содержание,— это и есть документальная основа. Подлинные имена героев, точный адрес, полная достоверность описываемых событий»8. Для Л. Гинзбурга «документальная основа» — материал, на ко­ тором или из которого строится произведе­ ние»9. М. Галлай рассматривает докумен­ тальную основу «как совокупность под­ линных фактов, выбранных писателем и слу| И. М о т я ш о в . Солнце в капле. «Москва», 1960, № 6, стр. 204. 2 И. М е р а с (ответ на анкету: «Жизненный материал и художественное обобщение»). «Вопро­ сы литературы», 1966, № 9, стр. 32—33; И. П аде­ рин — стр. 40. 3 К. Б у к о в с к и й . Рассказ или очерк? «Ли­ тературная газета», 2 марта 1962 г. 4 С. В е л и к а н о в с к и й . О факте упрямом и факте податливом. «Иностранная литература», 1966, N° 8, стр. 199. 5 Н. А т а р о в. Тому, кто найдет. «Иностран­ ная литература», 1966, N° 8, стр. 186. 6 А. А д а м о в и ч (ответ на анкету: «Жизнен­ ный материал и художественное обобщение»). «Вопросы литературы», 1966, N° 9, стр. 6. 7 Г. М а р к о в . Современность и проблемы прозы. «Литературная газета», 19 мая 1967 г. 8 А. А г р а н о в с к и й (ответ на анкету: «Жизненный материал и художественное обоб­ щение»). «Вопросы литературы», 1966, № 9, стр. 4. 9 Там же, стр. 23. жащих базой для его размышлений, обоб­ щений, эмоций»1. «Документальная основа» в произведе­ ниях документалистики выполняет двойную функцию: с одной стороны, это основание, фундамент вещи, а с другой — строитель­ ный материал, используемый писателем и трансформируемый в понятие образного ряда. Авторы художественно-документальных книг описывают главным образом события, имевшие место в жизни, рисуют героев, за которыми стоят реальные прототипы. Оживление документализма связано с усилением исследовательского начала, кото­ рое прежде обозначилось в очерке в первой половине пятидесятых годов, а затем распро­ странилось на прочие жанры прозы, на поэзию, драматургию, на другие виды искус­ ства. «Пафос исследования жизни», «доверия к действительности» стал общим для всех жанров прозы,—констатировал критик М. Кузнецов.—Отсюда и развитие мемуа­ ров, и документальной прозы, и создание книг, которые являются одновременно и фактом искусства и социологическим ис­ следованием (например, «Деревенский днев­ ник» Е. Дороша)»2. Нынешняя распространенность докумен­ тализма объясняется следующими причина­ ми. Во-первых, обострившимся интересом к истории, перестраивающейся под влиянием Великого Октября, к сведениям подлинным, объективным, к достоверному факту и до­ кументу, переданному очевидцем, непосред­ ственным участником тех или иных событий. Во-вторых, событиями двух мировых войн, особенно последней, причинившей мно­ гим странам и народам неисчислимые бед­ ствия и лишения, заставившей пережить та­ кие ужасы и трагедии, каких не знала и не могла предположить история прошлого. И хотя с момента окончания войны прошло немало лет, время не затмило величия на­ шей победы, не .заглушило боли невоспол­ нимых утрат. Вот почему эти события, вос­ произведенные правдиво, документально, воспринимаются сегодня во всей их непо­ вторимой первозданности, как живое свиде­ тельство драматической эпохи, вновь и вновь заставляют волновать человеческие сердца. В-третьих, научно-технической револю­ цией, колоссальными научными и культур­ ными достижениями, значительными соци­ ально-экономическими и политическими сдви­ гами, возросшей активностью народных масс, осознавших свою историческую ответ­ ственность за будущее человечества. В-четвертых, насыщенностью сегодняш­ ней жизни остродраматическими конфлик­ тами, событиями и процессами, превосходя­ щими любую выдумку, любой вымысел. «Жизнь в последние десятилетия,— говорит С. С. Смирнов,— дает необычный материал. 1 Там же, стр. 9. 2 М. К у з н е ц о в . Итак: гуманизм и анализ. «Вопросы литературы». 1967, № 3, стр. 54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2