Сибирские огни № 10 - 1972
но-документальную литературу «каким-то новым жанром»1, «особым», «художествен но-документальным жанром»* 2, другие — «но вой для нашего времени литературой»3, третьи — «словесностью особого склада»4 или «бессюжетной прозой»56. Белорусский писатель А. Адамович счи тает, что «документальность — это и жанр, но это и стиль, неоднородный, но чрезвы чайно созвучный нашему времени»*. В отчетном докладе на IV съезде писа телей СССР в 1967 году («Современность и проблемы прозы») Г. Марков говорил: «Сложилось и плодотворно раздвинуло свои границы и возможности историко-докумен тальное повествование. Возникло нечто та кое совершенно новое, что пока еще не под дается общепринятой классификации: произ ведения, в которых сливаются романные на чала с обозрением боевого пути армейских Частей и соединений, или разыскания под линных фактов о героизме людей —с высо кой патетической публицистикой, или днев никовые записи, автобиографические зари совки»7. Документально -художеств енные книги, конечно, неравноценны по своим достоинст вам, заметно отличаются по содержанию, манере письма, но их сближает такой ро довой признак, как документальная основа, то есть тот конкретный исторический или современный жизненный материал, реаль ные факты, события и люди, на базе кото рых строится повествование. Отдельные писатели-документалисты рас ходятся в понимании документальной осно вы, хотя видят в ней достоверность содер жания того или иного произведения, со ответствующего точным фактам и явлениям действительности, характерам прототипов. «В понятие «документальная основа»,— говорит А. Аграновский,— я вкладываю са мое примитивное содержание,— это и есть документальная основа. Подлинные имена героев, точный адрес, полная достоверность описываемых событий»8. Для Л. Гинзбурга «документальная основа» — материал, на ко тором или из которого строится произведе ние»9. М. Галлай рассматривает докумен тальную основу «как совокупность под линных фактов, выбранных писателем и слу| И. М о т я ш о в . Солнце в капле. «Москва», 1960, № 6, стр. 204. 2 И. М е р а с (ответ на анкету: «Жизненный материал и художественное обобщение»). «Вопро сы литературы», 1966, № 9, стр. 32—33; И. П аде рин — стр. 40. 3 К. Б у к о в с к и й . Рассказ или очерк? «Ли тературная газета», 2 марта 1962 г. 4 С. В е л и к а н о в с к и й . О факте упрямом и факте податливом. «Иностранная литература», 1966, N° 8, стр. 199. 5 Н. А т а р о в. Тому, кто найдет. «Иностран ная литература», 1966, N° 8, стр. 186. 6 А. А д а м о в и ч (ответ на анкету: «Жизнен ный материал и художественное обобщение»). «Вопросы литературы», 1966, N° 9, стр. 6. 7 Г. М а р к о в . Современность и проблемы прозы. «Литературная газета», 19 мая 1967 г. 8 А. А г р а н о в с к и й (ответ на анкету: «Жизненный материал и художественное обоб щение»). «Вопросы литературы», 1966, № 9, стр. 4. 9 Там же, стр. 23. жащих базой для его размышлений, обоб щений, эмоций»1. «Документальная основа» в произведе ниях документалистики выполняет двойную функцию: с одной стороны, это основание, фундамент вещи, а с другой — строитель ный материал, используемый писателем и трансформируемый в понятие образного ряда. Авторы художественно-документальных книг описывают главным образом события, имевшие место в жизни, рисуют героев, за которыми стоят реальные прототипы. Оживление документализма связано с усилением исследовательского начала, кото рое прежде обозначилось в очерке в первой половине пятидесятых годов, а затем распро странилось на прочие жанры прозы, на поэзию, драматургию, на другие виды искус ства. «Пафос исследования жизни», «доверия к действительности» стал общим для всех жанров прозы,—констатировал критик М. Кузнецов.—Отсюда и развитие мемуа ров, и документальной прозы, и создание книг, которые являются одновременно и фактом искусства и социологическим ис следованием (например, «Деревенский днев ник» Е. Дороша)»2. Нынешняя распространенность докумен тализма объясняется следующими причина ми. Во-первых, обострившимся интересом к истории, перестраивающейся под влиянием Великого Октября, к сведениям подлинным, объективным, к достоверному факту и до кументу, переданному очевидцем, непосред ственным участником тех или иных событий. Во-вторых, событиями двух мировых войн, особенно последней, причинившей мно гим странам и народам неисчислимые бед ствия и лишения, заставившей пережить та кие ужасы и трагедии, каких не знала и не могла предположить история прошлого. И хотя с момента окончания войны прошло немало лет, время не затмило величия на шей победы, не .заглушило боли невоспол нимых утрат. Вот почему эти события, вос произведенные правдиво, документально, воспринимаются сегодня во всей их непо вторимой первозданности, как живое свиде тельство драматической эпохи, вновь и вновь заставляют волновать человеческие сердца. В-третьих, научно-технической револю цией, колоссальными научными и культур ными достижениями, значительными соци ально-экономическими и политическими сдви гами, возросшей активностью народных масс, осознавших свою историческую ответ ственность за будущее человечества. В-четвертых, насыщенностью сегодняш ней жизни остродраматическими конфлик тами, событиями и процессами, превосходя щими любую выдумку, любой вымысел. «Жизнь в последние десятилетия,— говорит С. С. Смирнов,— дает необычный материал. 1 Там же, стр. 9. 2 М. К у з н е ц о в . Итак: гуманизм и анализ. «Вопросы литературы». 1967, № 3, стр. 54.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2