Сибирские огни № 10 - 1972
К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я И. ШЕХОВЦОВ Документализм и современный литературный процесс 1 В декабре 1905 года Л. Н. Толстой гово рил, «что со временем вообще перестанут в ы д у м ы в а т ь художественные произве дения. Будет совестно сочинять про какого- нибудь вымышленного Ивана Ивановича или Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только расска зывать то значительное или интересное, что им случалось наблюдать в жизни»1. Толстовское пророчество сбывается. Бур ное вторжение документализма —характер ная черта современного литературного про цесса. Многочисленные социологические ис следования и подсчеты свидетельствуют о том, что в ряде стран документальные про изведения пользуются большим успехом, не жели традиционные беллетристические кни ги. Разного рода документальные очерки, новеллы и повести, дневники, путевые за метки и мемуары приобрели в последние де сятилетия всеобщую известность. Таковы «Владимирские проселки» и «Капля росы» B. Солоухина, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Шаги по росе» В. Пескова, «Дневные звез ды» О. Берггольц, «Брестская крепость» C. С. Смирнова, «Деревенский дневник» Е. Дороша, «Смерть меня подождет», «Злой дух Ямбуя» и «Последний костер» Г. Фе досеева и т. д. Сюда же относятся произ ведения современной Ленинианы — «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская» М. Шагинян, «Большой зачин» и «Возгорит ся пламя» А. Коптелова, «Удивительный год» и «Три недели покоя» М. Прилежае вой, «Завтра будет поздно» П. Капицы, «Черные сухари» и «Зимний перевал» Е. Драбкиной, «Дипломаты» С. Дангулова, 'А . Г о л ь д е н в е й з е р . Вблизи Толстого, М., «Худ. литература», 1959, стр. 131. очерк Б. Агапова «В Альпийских доли нах»,— произведения, наглядно подтвержда ющие органическое сочетание факта, доку мента, подлинных исторических событий с образным, эмоциональным строем художе ственного повествования; такова же и кол лективная пятитомная Лениниана (в соз дании которой принимали участие сто трид цать писателей), вышедшая в издательстве «Политическая литература». Названия ее то мов — «У истоков партии», «Партия шагает в революцию», «Светом ленинских идей», «Ленинская гвардия планеты», «Мы наш, мы новый мир построим» — являются как бы вехами гигантского пути Ленинской пар тии от момента ее возникновения и до на ших дней. В том же издательстве выходят в серии «Пламенные революционеры» доку ментальные романы и повести о людях Ле нинской гвардии, о ведущих деятелях рус ского и международного рабочего движения. Второй памятью народа стала художе ственно-документальная и мемуарная лите ратура о Великой Отечественной войне. Ба тальная проза пополнилась такими произ ведениями, как «Рассказы о героях» и «Семья» С. С. Смирнова, «Биография моего блокнота», «Дивизионка» и «Хорошие мои люди» М. Алексеева, «Берлинская тетрадь» А. Медникова, «Неистребимый майор» И. Исакова, «Крымские тетради» И. Вергасо- ва, «Свет победы» Л. Соболева, «Не забуду вовек» А. Кривицкого, «В большом наступле нии» Б. Полевого, «Тетради из полевой сумки» В. Ковалевского, «Ради нескольких строчек» С. Борзунова и многими другими. Хотя термин «художественно-докумен тальная литература» обрел в последние го ды в нашей критике и литературоведении права гражданства, многие литераторы вкладывают в это понятие самое разное содержание. Одни называют художествен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2