Сибирские огни № 10 - 1972

К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я И. ШЕХОВЦОВ Документализм и современный литературный процесс 1 В декабре 1905 года Л. Н. Толстой гово­ рил, «что со временем вообще перестанут в ы д у м ы в а т ь художественные произве­ дения. Будет совестно сочинять про какого- нибудь вымышленного Ивана Ивановича или Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только расска­ зывать то значительное или интересное, что им случалось наблюдать в жизни»1. Толстовское пророчество сбывается. Бур­ ное вторжение документализма —характер­ ная черта современного литературного про­ цесса. Многочисленные социологические ис­ следования и подсчеты свидетельствуют о том, что в ряде стран документальные про­ изведения пользуются большим успехом, не­ жели традиционные беллетристические кни­ ги. Разного рода документальные очерки, новеллы и повести, дневники, путевые за­ метки и мемуары приобрели в последние де­ сятилетия всеобщую известность. Таковы «Владимирские проселки» и «Капля росы» B. Солоухина, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Шаги по росе» В. Пескова, «Дневные звез­ ды» О. Берггольц, «Брестская крепость» C. С. Смирнова, «Деревенский дневник» Е. Дороша, «Смерть меня подождет», «Злой дух Ямбуя» и «Последний костер» Г. Фе­ досеева и т. д. Сюда же относятся произ­ ведения современной Ленинианы — «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская» М. Шагинян, «Большой зачин» и «Возгорит­ ся пламя» А. Коптелова, «Удивительный год» и «Три недели покоя» М. Прилежае­ вой, «Завтра будет поздно» П. Капицы, «Черные сухари» и «Зимний перевал» Е. Драбкиной, «Дипломаты» С. Дангулова, 'А . Г о л ь д е н в е й з е р . Вблизи Толстого, М., «Худ. литература», 1959, стр. 131. очерк Б. Агапова «В Альпийских доли­ нах»,— произведения, наглядно подтвержда­ ющие органическое сочетание факта, доку­ мента, подлинных исторических событий с образным, эмоциональным строем художе­ ственного повествования; такова же и кол­ лективная пятитомная Лениниана (в соз­ дании которой принимали участие сто трид­ цать писателей), вышедшая в издательстве «Политическая литература». Названия ее то­ мов — «У истоков партии», «Партия шагает в революцию», «Светом ленинских идей», «Ленинская гвардия планеты», «Мы наш, мы новый мир построим» — являются как бы вехами гигантского пути Ленинской пар­ тии от момента ее возникновения и до на­ ших дней. В том же издательстве выходят в серии «Пламенные революционеры» доку­ ментальные романы и повести о людях Ле­ нинской гвардии, о ведущих деятелях рус­ ского и международного рабочего движения. Второй памятью народа стала художе­ ственно-документальная и мемуарная лите­ ратура о Великой Отечественной войне. Ба­ тальная проза пополнилась такими произ­ ведениями, как «Рассказы о героях» и «Семья» С. С. Смирнова, «Биография моего блокнота», «Дивизионка» и «Хорошие мои люди» М. Алексеева, «Берлинская тетрадь» А. Медникова, «Неистребимый майор» И. Исакова, «Крымские тетради» И. Вергасо- ва, «Свет победы» Л. Соболева, «Не забуду вовек» А. Кривицкого, «В большом наступле­ нии» Б. Полевого, «Тетради из полевой сумки» В. Ковалевского, «Ради нескольких строчек» С. Борзунова и многими другими. Хотя термин «художественно-докумен­ тальная литература» обрел в последние го­ ды в нашей критике и литературоведении права гражданства, многие литераторы вкладывают в это понятие самое разное содержание. Одни называют художествен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2