Сибирские огни № 10 - 1972
в одной статье он вдруг встретил публикацию о выводах, очень близких к тем, которые отстаивал сам. Журнал был свежий, и это означало, что автор учитывал прежние иссле дования, прежние выводы. Нет, Алешкин шеф так-таки и не согласился обнародовать выводы, к которым при шел Алешка, как окончательные. Но он уже и не требовал убрать упоминания о новых аспектах проблемы. Придирки же продолжались. А когда Алешка узнал, что шеф поста вил ему за дипломную работу «пятерку», он не обрадовался — он разгневался. Почему же вы, дорогой шеф, придирались к каждой букве? Ведь придирки не изменяли сущест ва проблемы! Алешка собирался даже жаловаться в деканат, но мы отговорили его. — Были у него основания осторожничать,— убеждали мы сына.—Исследования свои ты не закончил и сам признаешь это. Ты горячо ратуешь за достоверность полу ченных результатов, но прежде всего из глубокой интуитивной убежденности, пока еще недостаточно подкрепленной множеством точнейших исследований. Защита дипломной работы прошла без неожиданностей. Обрадовало Алешку, что его сообщение явились послушать научные сотрудники не только из лаборатории уни верситета, но и из научно-исследовательских институтов. Это означало, что его исследо вания интересовали многих. Впрочем, это было и понятно. Он, как и другие дипломники университета, вел работу на самом переднем крае науки. А вскоре Алексей Дашков получил направление на работу в научно-исследова тельский институт. Начиналась его самостоятельная взрослая жизнь с ее порой неимоверно сложными я трудными проблемами. Детство и юность остались позади. И снова продолжается воспитание Чем старше становился сын, тем сложнее было найти методы воспитания, тем очевиднее была наша родительская невооруженность. Об этом я уже говорил, когда рассказывал о том, что взаимопонимание у нас с сыном неожиданно разладилось после его поездки в Забайкалье. Моей и Тамариной бедой было наше неумение найти правиль ное объяснение, а главное — опять-таки методы воспитания. Их бы разработать пси хологам и педагогам. Однако где они, подобные рекомендации?.. Сейчас Алешка стал крепким деревцом, способным и готовым взвалить на себя жизненные тяготы. Этому нельзя не радоваться. Но в то же время мы с Тамарой и грустим. Отделилась, ушла от нас, оставив пустоту, очень важная часть нашей жизни и нас самих. А это не так просто — восполнить утраченное. Живет Алешка с Анной и малышом на своей квартире здесь же, в нашем городе. Раз в неделю, прежде всего, в субботу и воскресенье, они навещают нас. В дневные часы мы можем созвониться с ними, узнать, как там идут дела, что с внуком. Иногда ■среди бела дня, затосковав о внуке, Тамара мчится к молодым на квартиру, чтобы уви деть малыша, надышаться им. Да, Алешка стал взрослым. Но беспокойство за него не оставляет нас. Что за этим? Родительская мнительность? Или не только она? Порой услышишь в разговоре или прочитаешь в печати, что воспитательный про цесс заканчивается где-то сразу после окончания школы или устройства на работу. Пусть извинят меня те, кто так говорит или думает, но я глубокого убежден, что человек воспитывается всю жизнь. Разница лишь в том, что в детстве на него воздействует очень ограниченный круг лиц, прежде всего родители и учителя. Но даже и тогда нельзя забывать о влиянии, оказываемом на ребенка детским коллективом, соседями, наконец, книгами и кинофильмами. Позднее, научившись работать и обеспечивать себя материально, став семьянином, человек выходит из-под родительского крова, опеки. Но он работает в трудовом коллек тиве, живет среди людей, сам влияя на них и подвергаясь неизмеримо большему влия нию окружающих. Не случайна пословица: «С кем поведешься, оттого и наберешься».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2