Сибирские огни № 10 - 1972

мельче, но тоже очевидно подтверждавшие великий гуманизм нашей Родины и социали­ стического строя. Вот та же стипендия для студентов. Получив ее в первый раз, Алешка пришел домой искренне изумленный. — Как же так? Меня учат,— говорил он,— и мне же еще и деньги платят... Я понимал его. Одно дело слышать о стипендии, другое — получить самому, дер­ жать в руках реальные денежные купюры. Вот обо всем, этом и напомнил товарищам Алешка во время споров. А потЬм произошло событие, с виду не очень заметное, но оказавшее на умы и настроение части молодежи будоражащее влияние. В город приехали необычные гастро­ леры, называвшие себя претенциозно — «барды». Они напевали свои песенки под ак­ компанемент гитары. Заводские клубы их не привечали. А вот в среде студенческой мо­ лодежи «бардов» кое-кто встретил не без интереса. Во время их выступления многие пе­ сенки встречались аплодисментами одной половины зала и возмущенными возгласа­ ми— другой. Сын мой был среди тех, кто возмущался. «Барды» щеголяли своими наско­ ками на разного рода несовершенства и недостатки. Порой же их песенки были откровен­ ной пошлятиной. В университетских общежитиях после этого с новой страстью закипели словесные схватки. А через несколько дней выступил в городской газете со статьей на целую по­ лосу известный в городе журналист. Была эта статья не без недостатков. Но она при­ бывала дать отпор проявлениям пошлости и политического нигилизма в песенках «бардов». Алешка безоговорочно принял эту статью, увидев в ней поддержку своей позиции. Для молодого парня споры в студенческом общежитии были хорошей школой, ко­ торая дополняла семинары, зачеты, экзамены. В общежитии не сковывали временные ограничения. Спорили до хрипоты, перескакивали с одного вопроса на другой и снова возвращались к первоначальной проблеме. Прошлое вспоминали в связи с современно­ стью, а от современности прокладывали обратные мосты к революции, Ленину, «Капи­ талу» Маркса. Философские знания и цитаты, которые для иных служат лишь чем-то, напоминаю­ щим парадный кортик моряка, в этом случае становились подлинным боевым оружием. Но главное было в том, что руки, поднимавшие это оружие, набирали силы и учились посылать удары точно в цель. Это было не показное (для зачетов и экзаменов), а под­ линное овладение марксистской теорией, участием в настоящей идеологической борьбе. Впрочем, проявилось оно и на экзаменах по научному коммунизму. Алешка пошел сдавать, почти не тратя времени на подготовку. Однако его рассуждения показались преподавателю настолько интересными, что он, поставив ему «отлично», еще и похвалил ■за политическую зрелость. Почему-то Алешка не увидел связи между своим теоретическим вооружением и практическим участием в ЧК, как назвали студенты бригаду дружинников, появляв­ шуюся там; где нарушался общественный порядок. И случай, который произошел с Алешкой в автобусе, он тоже не рассматривал во взаимосвязи с идейной убежден­ ностью, которая требовала от него непосредственного участия в борьбе против любых явлений и поступков, не совместимых с нормами нашей жизни. В автобусе же случилось вот что. На одной из остановок вошел неопрятный и по­ лупьяный детина. Бросив косой взгляд на пассажиров, он неожиданно привязался к какой-то женщине, требуя, чтобы она дала ему ни мало ни много, а ровно девять рублей. Сидевшие по соседству мужчины старательно делали вид, что ничего не замечают. .И тогда поднялся Алешка. ■ Вспомнилось ему, должно быть, как в подростковые годы его самого обижали ■хулиганы, как однажды били на глазах у Зины... В ту пору прохожие тоже делали вид, что ничего не замечают. А он по себе знал, какое это унижение и какая обида — не иметь сил справиться с наглым хулиганьем. Вот почему он встал со своего места. Он ■ не зря тогда, после стычки во время проводов Зины, отрабатывал точность удара. Не зря занимался на первых двух курсах боксом. Теперь это могло пригодиться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2