Сибирские огни № 10 - 1972
страданий, трудностей и колебаний их авторов,— об этом речь заходила у нас в семье не раз. Теперь мне было очень приятно убедиться в душевной зоркости и чут кости Алешки. Помнится, я ответил ему тогда, что не вижу никакой беды признать за поэтом право на отчаяние, охватившее его в селе Михайловском, куда выслал его царь Алек сандр I. И стремление поэта забыться, уйти от горестных размышлений вполне естест венно и понятно. По-моему, это стихотворение — отличный повод для большого и серь езного разговора о человеческой несгибаемости, неуступчивости, о преодолении ми нутной слабости, которой человек готов поддаться ¡в пору отчаянна. Были и другие, не столь запомнившиеся разговоры и беседы с сыном. Однако ни одно из прежних Алешкиных недоумений не могло сравниться в сложности с тепереш ним. Да и как объяснить ему? Все-таки парню нет еще и семнадцати. Проблема же не просто трудная, а труднейшая... — Было легко и просто жить в полной уверенности,— говорил Алешка,—что на ше государство — идеальное государство. Что во главе народа — идеальные вожди, а теория, которой мы руководствуемся,— самая верная и справедливая в мире. Бы ло легко и просто жить, веря во все это... Мне в тот вечер пришлось немало порассказать, чтобы убедить Алешку в объек тивной необходимости и справедливости нашей веры и нашего строя. — Ты узнал,— сказал я под конец,— что в руководстве у нас не всегда безгреш ные боги, а простые, хотя и очень опытные люди, которым присущи, как и всему вок руг, противоречия и способность ошибаться. Но иначе и быть не может. Даже вели чайшие мудрецы не застрахованы от ошибок. Вспомни Сократа, который заявлял, что знает твердо лишь то, что ничего не знает. А он был одним из умнейших в исто рии человечества ученых-энциклопедистов... Сейчас мы знаем много больше, чем Сок рат. Но все ли? Сын слушал, не перебивая. — Да и учение наше... Разве мы не утверждали и не продолжаем утверждать, что многое нам еще не известно, что познаны только общие законы развития. Что многое надо искать и находить в практике. А принимая решения, следовать старин ному правилу: семь раз отмерь, один раз отрежь... К сожалению, ограниченность на ших знаний, а порой еще и трудные объективные обстоятельства вынуждают нас при нимать не всегда самые лучшие решения, полагаться в определении форм и методов работы на опыт и интуицию. А они — опыт и интуиция — нередко подводят нас. Не давний Пленум не случайно требует — и очень настоятельно требует! — чтобы строго соблюдались ленинские коллективные методы руководства, которые в наибольшей сте пени гарантируют правильность решений... Ты думаешь, мне все наши просчеты и не удачи не доставляют мучений и горечи? Но это частные просчеты, они не изменили главного, основополагающего в нашей социалистической действительности. И я ве рю, что рано или поздно мы научимся во всех, в том числе и частных случаях посту пать умпо. Алешка надолго задумался. — Значит, ты считаешь, что идеальное государство — это совсем не такое госу дарство, где нет противоречий? — спросил он. — Государство без противоречий не может существовать в действительности. Лучший государственный строй — это строй, способный быстро и решительно преодо левать существующие и вновь возникающие противоречия, видящий дальнюю перспек тиву для каждого человека и для всех народов земли, ставящий целью счастье всех людей без исключения. А это наш советский, социалистический строй. И снова Алешка долго раздумывал. Он вспомнил, вероятно, то, что слышал в последнее время от друзей и знакомых, и соизмерял слышанное с тем, о чем мы ве ли речь сейчас. А потом он заговорил о литературных образах и литературных проб лемах. — Ты вот уверяешь, что светлое, прогрессивное непременно победит. И в школе нам постоянно твердят, что, например, Данко с горящим сердцем обязательно появил-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2