Сибирские огни № 10 - 1972

лет Алешка уже не раз встречался с грубостью и откровенным хулиганством. А вперед:» у него была юность и вся трудная жизнь, которая потребует от парня среди множества других умений и умения постоять за себя. Схватка совсем не кулачная % Школа послала летом группу активистов в комсомольский лагерь «Орленок». Был этот лагерь на берегу Черного моря. Предполагалось, в частности, что коммунары (именно так называли себя комсомольцы, приглашенные в этот лагерь) приобретут или обогатят опыт организационной, общественной работы и станут, вернувшись домой,, заводилами многих полезных дел. Наш Алешка не попал в число коммунаров. Да и вся затея с «Орленком» казалась ему не очень серьезной. Ведь он мечтал о настоящем, взрослом деле. Вероятно, он был не во всем справедлив. В «Комсомольской правде» мы читали о других отрядах комму­ наров, которые действительно стали застрельщиками многих добрых начинаний. В Алешкиной же школе коммунары повели себя с самого начала учебного года, то есть вскоре после возвращения домой из «Орленка», очень странно. Коммунаров на всю школу было девятеро. Из них шесть человек — из Алешкиного класса. Почему так вышло — не берусь судить. Вероятно, уже к подбору кандидатур' отнеслись не очень серьезно и в спешке. Коммунары — явно вопреки принципам комсо­ мольского коллективизма — почему-то решили, что должны быть на особом положении. Собирались они только своей узкой группкой. По школе ходили, задрав носы. Не этому учили их в школе, в комсомольской организации и в «Орленке». Естест­ венно, что они очень скоро настроили против себя сверстников. Особенно возмущало,, что коммунары ничего не хотели делать для школы. С таким, заведомо не коммунар- ским отношением к общественным делам не могли согласиться ни завуч, ни директор, ни комсомольский комитет. Было созвано комсомольское собрание, на котором поставили отчет коммунаров.. Но отчитываться им было в общем-то не в чем. Зато претензии к их неправильному поведению посыпались, как из короба. Припомнили все: и зазнайство, и групповщину, и нежелание возглавить полезные начинания, которые проводились в школе. Как потом сообщили Тамаре учителя, присутствовавшие на этом комсомольском собрании, одним из главных обвинителей -выступал наш Алешка. В школе знали, что- он был летом в экспедиции, и к его словам прислушивались с особенным вниманием в уважением. Тамара рассказывала мне об этом с гордостью, как когда-то об участии нашего' парнишки в сборе металлолома, и я разделял ее чувства. Ведь Алешка ополчался в пер вую очередь против явно не коммунарского поведения своих сверстников. И хотя го­ ворил он о вещах вроде бы давно и всем известных по книгам и рассказам учителей и взрослых, слова его звучали убедительнее потому, что он был в настоящей научной экспедиции и на собственном опыте и опыте взрослого коллектива убедился в том, какая это великая сила—коллективизм и как жалок и вреден для дела индивидуализм. Отправляя сына в экспедицию, мы думали прежде всего о физической закалке, трудолюбии, умении выносить тяготы далекого и явно нелегкого пути. А сейчас мы убеждались, что последствия, кажется, куда разностороннее. Алешка сделал еще один, пусть небольшой, но важный шаг к взрослости и гражданской зрелости. Вторая поездка Алешка Убедиться-то мы убедились, а выводов настоящих не сделали. К тому же' Алешки­ на жизнь потекла по привычному руслу. Утром —школа, после обеда—домашние за­ дания, чтение книг, раз или два в неделю посещение кинотеатров. Изредка поездки на спектакли. Да, все было так, как и год, и два, и три назад. Отличие состояло разве

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2