Сибирские огни № 10 - 1972

Наш семейный совет был прерван приездом Светы. Пока Алешка смущенно встре­ чал гостью, я разглядывал ее, отдавая должное выдержке (или самоуверенности), о какой она вела себя. Тамара собрала ужин и пригласила всех за стол. Побега из дома пока не задева­ ли: говорили о всякой всячине. Света уплетала за обе щеки, отвечала на вопросы, при­ чем порой с девчоночьей язвительностью и смелостью, которые не были бравадой, а были, вероятно, естественными для нее. В своей семье она поступала, наверняка, еще решительнеё. и ни в чем, по-видимому, не знала отказа. При этом, как я понял, очень часто ущемлялись интересы матери и отчима Ивана Матвеевича (он был очень покла­ дистый, как видно, человек, сама Света сказала о нем: очень добрый). Иван Матвеевич гордился успехами приемной дочери в школе и в пионерской ра­ боте даже больше, чем родная мать. Вот и привыкла девчонка поступать с предельной самостийностью. А теперь сорвалась в бега. Мы с женой не задавали прямых вопросов, но все-таки основное прощупали и, уга­ дали достаточно определенно. А это помогло начать главный разговор. Упрекать Свету в том, что она безжалостна к близким, тоже не стали. Сказали только, чтобы попробовала представить себя на месте матери, которая, надо думать, мечется по городу в поисках дочери. «Иван Матвеевич тоже мечется»,— с грустью до­ бавила беглянка. — Тем более, что и отчим тоже,— подхватил я, в то же время посматривая на сына: как он относится к разговору? — Твоих родителей понять можно. А вот тебя мы понимать и оправдывать попросту отказываемся. Опрометчиво поступила. Ведь сбежала из восьмого класса, недоучкой... Света обиженно поджала губы. — Можно учиться и в вечерней школе. У меня уже есть паспорт, и я могу посту­ пить на работу... — Кем? Главным инженером? — Не смейтесь, я хочу приносить пользу немедленно. Хватит быть нахлебницей. С ума сойти — полжизни учись да учись. Она повторяла давно заготовленные доводы. Вероятно, не могла сдаться без спора. Не та у нее была натура. — По-моему, ты не права... — Вы считаете, что меньше? — Нет, я считаю, что человек должен учиться всю жизнь. Ужасно видеть иных людей, которые решили, что все узнали, что учиться им больше нечему. Ты, надеюсь, не принадлежишь к ним? И опять мысленным взором к сыну: слушаешь? Откладываешь в памяти? — Я хочу уже теперь приносить пользу! — Теперь твоя задача — учиться. Если же торопишься, можно заканчивать за один год два класса, два курса института. Кстати, у меня так и случилось, что я в один год закончил девятый и десятый классы. А потом и станкостроительный институт, в об- щем-то, неплохо закончил. Правда, во время учебы копал не всегда глубоко, порою думал лишь о том, как бы не завалить экзамены. Теперь горько сожалею. Если бы вер­ нуть то время, умнее распорядился бы своими силами, постарался поосновательней, чем требовала программа, изучить и физику, и математику, и механику... Поверь мне, ты поступишь опрометчиво, если уйдешь из школы в лучшую для учения пору. Подумай обо всем этом. Ты уже достаточно взрослый человек. Говорил-то я Свете, но мысленно адресовался и к сыну: запомни! Не знаю, мои ли слова или прежде всего тот факт, что Света еще в поезде по­ растеряла свою уверенность и возражала только из упрямства —так или иначе, но она не воспротивилась, когда мы послали в Тюмень телеграмму, чтобы родители не беспо­ коились и ждали возвращения беглянки. Утром Алешка посадил Свету в поезд, и она уехала. А мы с Тамарой в те дни. оставшись вдвоем, нет-нет да и заводили речь о том, что сын наш становится взрослым и пора думать о приобщении его к взрослым трудностям и обязанностям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2