Сибирские огни № 10 - 1972
немного. Этот человек однажды заболел какой-то древней болезнью, и она дала ему время обостренного виденья. И вот, больной и несчастный, он проникся болью гонимых животных, птиц, трав. Он писал картины, показывая, что животное зависит от клубка мировых сил — от воздуха и воды, человека и космических лучей, от ветра и пищи, любви и ненавис ти, состраданья и дружбы —как и сам человек. При жизни над ним подсмеивались, а после смерти вдруг стали любить. Его картины есть в музеях, здесь же всего десять маленьких полотен. Таня смотрела на картины. Грустно—на картинах дымные, чума зые города, голые ветки деревьев, жалкие птицы. Таня поняла смертель но больного художника, бродившего по городу со своими рабочими ин струментами, поняла его сердце. Но унесла с собой и раздражение на художника. Она чего-то не прощала ему, а что —не знала сама. 14 Этой ночью они зажгли в поле маленький костер, превращая ста рые травяные былинки в огненную игру, в дым, в разговоры. Таня рас сказывала Сигурду о папе и братишках, о бабушке и маме... Дым кост ра уходил вверх, пророча устойчивую погоду, нависал лунный край с пятнами кратеров. Волосы Тани становились золотыми паутинками. Сергей глядел на Таню и видел в ней то розоватое сияние доброй па мяти, то черноватую рябь ее былых тревог. Она была из другого, непо нятного мира. «Чем ее удержать?» И когда Таня на короткое время за молкала, Сигурд исчезал. Таня пугалась. Но ближний куст вдруг начи нал клониться и с щелчками ронять на нее паутинные листья. И слы шался из него легкий смех Сигурда, растекался по земле. Тане каза лось,— это смеются, качаясь, травы. — Теперь ты. Говори о себе,— требовала она. — Это началось так...— говорил Сигурд. Он сел и держал ногу за колено сцепленными пальцами рук. От напряжения рассказа он светил ся зеленым светом. И ночные бабочки летали в нем.— Когда-то я прос то изучал поведение животных. Этолог —такая моя профессия. Но, стремясь к универсальному, я стал цитологом и биохимиком. И вот, изучив, то есть убив сотни зверей в лаборатории, я, как все, понял — нужно что-то другое. Животное умерло, его жизнь умерла. А ведь самое тайное, эго жизнь, оркестровка органов, незримая партитура мозга. Если кто-нибудь скажет: я стопроцентно знаю, что такое жизнь, я пред ложу— сотвори ее!.. Теперь же я занят именно живым и это мое счастье. Сегодня утром я занялся кротом. Да, да, этим толстячком в бархатной шубке. Масса специфических секретов!.. Шефу я обещал выяснить ме ханику ориентировки крота под землей, биохимикам — его обменные процессы А еще цитологи, фармацевты... О, целая пачка заявок!.. Итак, я шел полем. Навстречу мне неслись сигналы цветов. И всюду вулканчики кротиных нор, похожие на лунные кратеры (круг, шар, вы пуклость —это стиль природы, углы, прямоугольники и т. п.— стиль человека). Я стал у одного вулканчика и почувствовал подрагивание почвы, услышал шорох и пофыркиванье. Это значило, что крот подходит к выходу и сейчас выставит нос, опознавая погоду. Мгновение! — нос вы ставился со всеми облепившими его песчинками, фыркнул и спрятался. Но я уже вошел в него. Не знаю, как это видится со стороны, я рабо таю один. Мне так: находит облачко, оно слепит, но оказывается черным. Затем как бы застреваешь: ни дохнуть, ни вскрикнуть. И я уже был
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2