Сибирские огни № 09 - 1972
иы братьев Каменских, «Пароходного обще ства «Русь», фирмы «Кавказ и Меркурий». Бойко торгуют магазины, лавчонки, ларь ки. Скрипит перьями да берет взятки нема лая чиновная орава. Но где-то общаются между собой ссыль ные студенты, «замеченные в неблагонадеж ном образе мыслей», писатели, «опасные церкви и государству». Общаются, мыслят, читают, готовятся к борьбе и обретают все новых и новых своих сторонников. Среди последних и юный Свердлов. Необыкновен но энергичный, смелый, романтически на строенный, он с первых же своих жизнен ных шагов мечтает о настоящем революци онном деле. Дело находится. «Кто, как не юноши и подростки, мог бы прошмыгнуть мимо городового или шпика и разбросать листовки в любом районе города? Риск? Опасность? Да это и есть самое интересное!» Совершенно закономерно Свердлов ока зывается в среде сормовских рабочих. И страницы, посвященные пропагандистской деятельности среди рабочих, едва ли не са мые удачные в книге Николая Попова. Именно в Сормове Свердлову приходится решать первые сложные революционные за дачи. Здесь он впервые ощущает и масшта бы н ожесточенность предстоящих боев. Здесь он проходит начальную школу той ■организационной работы, в которой впос ледствии оказался непревзойденным. Тогда « возникает у Якова Михайловича мысль о необходимости готовить себя для профес сиональной революционной деятельности. Подтверждение этой мысли он находит в ленинской «Искре»: «Надо подготовлять ч-одей, посвящающих революции не одни только свободные вечера, а всю свою жизнь». Образ революционера, стоящий в центре «роизведеяия, объясняет, казалось бы, са мые разнообразные события — проводы вы сланного из родного города Максима Горь кого, организацию подпольной типографии, яохороны замученного жандармами студен та, подготовку рабочей маевки... Убедительно показывает автор, как отта чивается характер бойца в столкновении с царской охранкой. Первый арест был для Свердлова неожиданностью. Он еще не знал, что жандармы «нащупали» его, еще не знал, что «отныне параллельно с общей народной борьбой за революцию ему предстояло — и временами один на один — бороться с ар мией явных и секретных филеров, полицией, жандармами, тюремной администрацией, следователями и прокурорами, членами су дебных палат и губернаторами». И, попав первый раз в лапы полиции, юноша не без труда преодолевает волнение, побеждает гнетущие ощущения неизвестности, беспра вия, бессилия. Второй арест, хотя и застает Свердлова врасплох, но не пугает его. Он действует дерзко, обдуманно, ни на секунду не теряя присутствия духа, контроля над собой. Скупыми, но точными штрихами автор воссоздает характеры окружавших Свердло ва людей. Здесь и старый отец Якова Ми хайловича, вечно озабоченный, прикован ный к своей мастерской и возмущающийся непокорностью сына, и втайне гордый его непреклонностью. Здесь и его оестра Сара, платонически влюбленная в революцию, смешная, наивная, самоотверженная. Здесь, наконец, и соратники Свердлова по рево люционному подполью — суховатая, но не преклонная в борьбе секретарь подпольного комитета РСДРП Ольга Ивановна Чачина, сормовцы— Степан, Катя, Митя Павлов. Каждый из них — личность. Каждый — запоминается читателю. Недостатки повести, как это чаще всего бывает, продолжение ее достоинств. Стрем ление к обстоятельному анализу порой сни жает эмоциональное воздействие произве дения. Отдельные сцены, в частности, встре чи, беседы с другом юности Якова Михай ловича Владимиром Лубоцким, написаны суховато, местами иллюстративно, а подчас назидательно и слащаво. И, в отличие от других второстепенных героев, Лубоцкий схематичен, лишен запоминающейся индиви дуальности. Не покидает читателя и ощуще ние, что он присутствует в повести только как собеседник Свердлова, нужен для того, чтобы дать возможность главному герою высказать свои мысли. Вообще отдельные диалоги, размышления носят в произведе нии чисто служебный характер. Сами по се бе они любопытны, познавательны, но в повествовательной ткани инородны. Но, ко нечно, эти недостатки, можно если не оправ дать, то объяснить серьезностью, сложно стью художнической задачи. Повесть «Товарищ Андрей» по праву включена в серию «Делать жизнь с кого». Она правдиво и ярко рассказывает о моло дости одного из вождей великого Октября, который, как говорил В. И. Ленин, «каж д о е из своих замечательных свойств круп ного революционера выковал сам...»1. Б. ЮДАЛЕВИЧ Ю. С. Постнов. Русская литература Сибири первой половины XIX в. Новосибирск, «Нау ка», Сиб. отд-ние, 1970. Институт истории, филологии и филосо- ии Сибирского отделения Академии наук ССР наметил издание двухтомной «Исто рии русской литературы Сибири». В первый том войдет литература Сибири XVII — на чала XX вв., во второй — литература Сиби ри советского периода. Предлагаемая пери одизация литературы Сибири строится на основе единой для России периодизации об щественного движения и истории литерату ры, с учетом местных исторических, обще ственно-политических и экономических условий. Принимаются во внимание и спе цифические черты местного литературного движения. Идет большая подготовитель ная работа: сбор материала, анализ его 1 В. И, Л е н и н . Поли, собр, соч„ т, 33, стр. 75,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2