Сибирские огни № 09 - 1972
летарских писателей, преувеличение роли в творческом процессе непосредственно дет ских впечатлений и т. д.). В 1926—29 гг. А. Воронений проявил се бя и как интересный беллетрист: его книга «За живой и мертвой водой» имела несом ненный успех. В 1927—34 гг. она издава лась несколько раз. Переизданная сейчас, книга с прежней силой волнует читателя. В нашей литературе утвердился взгляд на книгу «За живой и мертвой водой» как на произведение мемуарного, т. е. автобио графического жанра. Место действия, раз витие событий (бунт в семинарии, «комму на» изгнанных бурсаков, подполье, аресты и ссылки)— все это вполне соответствует фактам биографии Воронского, но эти фак ты претворены художественно, обобщены и развернуты в увлекательную, исторически верную картину революционного движения в России 1904— 1914 гг. Главные герои кни ги Александр, от имени которого ведется повествование, и Валентин, его друг (Ва лентин, кстати, подпольная кличка А. Во ронского) представляют как бы двуединое лицо самого автора. Подобный литератур ный прием дает широкую творческую сво боду писателю, поскольку Александр вопло щает в себе, главным образом, практику подполья, а Валентин — его идеологию и романтику. Если можно так выразиться, «За живой и мертвой водой» — это мему- аро-роман с непрерывно (и очень умело) развивающимся действием, с определенным сюжетным «орнаментом» и элементами хо рошего детектива. Произведение А. Воронского — прямая и непосредственная, хотя и «подспудная», полемика с нашумевшим когда-то романом одного из эсеровских лидеров — Б. Савин кова (Ропшина)— «То, чего не было». В обо их произведениях — одна и та же эпоха и обстановка («похмелье» после 1905 года), те же проблемы революционной борьбы; но если увлекательный роман Б. Савинкова пропитан ядом политического (и бытового) «декаданса», разочарования и упадка, то каждая строчка «За живой и мертвой во дой» подобна подземному ручью революции или звонкой кирке, дробящей камень в по исках алмазов. А. Вороненому удалось по казать и доказать в своей книге, как боль шевики практически готовили будущую победу, и в этом ее большая историческая ценность. «За живой и мертвой водой» — книга- панорама, показывающая в художествен ных картинах и образах и размах револю ционных событий (грандиозная демонстра ция в Петербурге, у Казанского собора, в 1905 году, организация легальной и неле гальной борьбы в эпоху реакции, Пражская конференция 1912 г.), и тогдашний провин циально-захолустный российский быт, и жизнь политических ссыльных в северной глуши, и атмосферу тюрем, и бессмертную красоту природы. Помимо рядовых большевиков, в книге выведены и видные руководители партии, в том числе и те, которые получили широ кую известность после Октября (М. И. Уль янова, С. В. Малышев, Н. В. Крыленко (Абрам), В. В. Ворояский, С. Орджоникид зе). Живо обрисован А. М. Горький (встре ча на вечере, в рабочем клубе в Гельсинг форсе, в 1905 г.). Особое место занимает в книге В. И. Ленин, показанный неизменно в дей ствии — на собраниях в Петербурге и в Куоккала (в 1905 году) и на Пражской кон ференции (в 1912 году), описание которой, кстати, имеет несомненную историко-рево люционную ценность. Внешность Ленина, его высокая принципиальность и глубочай шая убежденность, его ораторская манера, его слова, окрашивающиеся «жарким крас ным цветом»,— вое это передано в книге с большим художественным и эмоциональ ным накалом. «В тяжелые годы упадка, скитаний, предательств и измен, горьких сомнений и одиночества, усталости и за- травленносги, он всегда был со мной, передо мной»...— с трогательным волнением пишет Воронений. В Саратове, в глубоком под полье, в перерыве между двумя арестами, Воронений, сидя в комнате М. И. Ульяновой, думал о Ленине: «Недаром же где-то в швейцарском городе человек со щурким и веселым взглядом, вместе с небольшим кру гом своих сподвижников, никогда не усом- няется в нашей победе... Там наш ум, на ша воля, наша власть... Не признанная, не установленная никакими учреждениями, она была для нас непреложна. Ей мог бы поза видовать любой властитель народов и стран». В. И. Ленин, знавший Воронского по вре менам подполья, ценил его как партийного работника. Судя по воспоминаниям Н. К. Крупской, писатель принадлежал к тем немногим людям, которые посещали Ленина в период его последней болезни. В книге даны и живые портреты всех тех, кто «устал» от революции и искал по коя в мещанском уюте или погряз в рас путстве (литератор Ашмурин, книжный де лец Тартанов, преуспевающие адвокаты Бессменный и Перцев, учитель Тележников). Встречавшиеся на пути автора тогдашние попутчики революции — эсеры и меньшеви ки — изображены подчеркнуто иронично, хотя и далеко не карикатурно. Верно под мечено в книге влияние на ссыльных эсеров и меньшевиков декадентской литературы, пышно расцветшей в пору реакции десятых годов. Особенно удались автору фигуры за рубежных социал-демократов, финских, не мецких и австрийских, этих буржуа в со циалистических мундирах. Интересен и сложен образ ссыльной эсерки Миры (Марии Спицыной), оказав шейся провокатором,— образ яркий, но зло вещий, напоминающий о мутных и страш ных глубинах человеческой души и о геро ях Достоевского. В книге есть и еще один — уже крупнейший — провокатор Роман Ма линовский, участник Пражской конферен ции, вскоре после которой Воронского, пре данного Малиновским, арестовали. Увы, Малиновский был исконный рабочий и ум
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2