Сибирские огни № 09 - 1972

Итак, можно считать, что «путешествие» состоялось, удалось. Правда, не всегда Н. Глазков удачно выбирал маршрут и вел нас порою по изъезженной дороге, но, тем не менее, многие дорожные разговоры с ним были интересны, занятны и поучительны. <| ▲ . 8АШУРИН (Виктор Киселев. Большая вода. Роман. Иркутск, Воет.-Сиб. кн. изд„ 1971. Иркутянин Виктор Киселев известен ши­ рокому читателю не только как интересный поэт, автор нескольких стихотворных сбор­ ников, но и как мастер приключенческого жанра. Его книги «Третья ось», «На могиле трех шаманов», «С приветом, Тоня», «Золо­ той водопад» давно стали библиографиче­ ской редкостью. Последние несколько лет В. Киселев от­ дал работе над большим прозаическим по­ лотном — романом «Большая вода», увидев­ шим свет в прошлом году. Это многоплано­ вое произведение посвящено героям тыла, ковавшим вместе с воинами Советской Ар­ мии победу в Великой Отечественной войне. Действие романа происходит на речной запани, где формируется в плоты так нуж­ ный и фронту и тылу л ес— и специально отобранная сосна для авиастроителей, и крепеж для шахтеров, и шпалы для желез­ нодорожников, и березовые заготовки для винтовочных прикладов... Сознание важ­ ности своей работы помогало людям пере­ шагнуть через все трудности, с чистой со­ вестью ответить и окружающим и самому себе на вопрос: почему ты не в армии, не на фронте? Этот вопрос звучал в то суровое время как упрек, как обвинение в трусости. Этим вопросом встречает в самом начале их зна­ комства главного героя романа Сергея Ко­ зырева начальник запани Степан Павлович Перекладнов. «— Наверное, по той же причине, что и вы,— отвечает несколько грубовато Сер­ гей.— Рад бы пойти на фронт, но, видимо, •очередь не дошла». Как объяснить едва знакомому человеку, что за год, прошедший с начала войны, он трижды писал заявления в райвоенкомат и в комитет комсомола ин­ ститута с просьбой отправить его на фронт добровольцем. И трижды получил отказ, сходный по мотивировке: потребуется, от­ правим без заявления. Люди нужны не только на фронте». Да, люди нужны выли повсюду, люди, анающие дело и осознающие свой долг. Вот это чувство долга пронизывает все произве­ дение Виктора Киселева — от первой стра­ ницы до последней. Чувство долга, которое помогло выстоять в самые тяжелые дни. Виктор Киселев по образованию инже- вер-леоннк, ему довелось в свое время по­ работать и на лесосеке, и на лесоперевалке, а в запани — короче, он пишет о том, что анает из «первых рук», не понаслышке. От­ того так зримы в романе детали производ­ ственных будней коллектива запани, быта всех этих людей, оттого в симфоническое звучание романа не пробивается ни одной фальшивой ноты, автор нигде «не пускает петуха». Конечно, для литературного произведе­ ния одних этих знаний недостаточно, ибо, как говаривал А. М. Горький, не всегда решает материал, но всегда решает мастер. В данном случае рука мастера ощущается на каждой странице, в каждой главе. И сра­ зу, с первых страниц начинаешь ощущать: книга написана поэтом! Нет, это вовсе не так называемая ритмическая проза — здесь другое: автор смотрит на окружающее гла­ зами поэта и вкладывает в описание душу поэта. «Самое страшное для сплавщика — за­ лом. Прозевал — упрется бревно комлем в берег, развернется вершиной поперек реки, к нему пристанет другое, еще, еще — и об­ разовалась преграда. Бревна напирают друг на друга, становятся на попа, разворачива­ ются крест-накрест, кружатся и бьются — елки карабкаются на скользкие спины со­ сен, грузные шпальные тюльки пригнетают мелкоту, русло забивается, забивается, по­ ел не забьется до самого дна. Накострит версты на две. Вода еле-еле просачивается через мгновенно возникшую плотину, по­ том вздымается, перехлестывает через верх, разливается, будто в паводок, и несет брев­ на мимо заграждений в кусты, в поймы, на луга, в овраги. Потом на все лето муче­ ние — собирай лесники, разбросанные на много верст окрест...» «Большая вода» — название, подсказан­ ное особенностями производства, в которое вкладывают и душу и сердце -ерои рома­ на. Но, вместе с тем, большая вода зовет в большое плавание по жизни всех тех, о ком ярко, лирично рассказал нам писатель. И хочется пожелать такого же большого плавания и ему самому. Г. ПАДЕРИН А. Воронений. За живой и мертвой водой. М., «Худ. литература», 1970. Читатели-современники знают А. К. Во­ роненого (1884— 1943) только по истории литературы 20-х годов, по мемуарным за­ писям и двум его книгам, изданным в по­ следнее десятилетие: «Литературно-крити­ ческие статьи» (1963) и повесть «Бурса» (1966). С именем А. Воровского связана организация первого «толстого» журнала в Советской стране («Красная новь», 1921), который получил доброжелательное напут­ ствие В. И. Ленина. Всегда убежденно-страстные по тону и отличные по стилю, статьи критика имели в свое время большое значение для молодой советской литературы, хотя в его критиче­ ской деятельности (вторая половина 20-х гг.) были известные ошибки (недооценка про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2