Сибирские огни № 09 - 1972
Итак, можно считать, что «путешествие» состоялось, удалось. Правда, не всегда Н. Глазков удачно выбирал маршрут и вел нас порою по изъезженной дороге, но, тем не менее, многие дорожные разговоры с ним были интересны, занятны и поучительны. <| ▲ . 8АШУРИН (Виктор Киселев. Большая вода. Роман. Иркутск, Воет.-Сиб. кн. изд„ 1971. Иркутянин Виктор Киселев известен ши рокому читателю не только как интересный поэт, автор нескольких стихотворных сбор ников, но и как мастер приключенческого жанра. Его книги «Третья ось», «На могиле трех шаманов», «С приветом, Тоня», «Золо той водопад» давно стали библиографиче ской редкостью. Последние несколько лет В. Киселев от дал работе над большим прозаическим по лотном — романом «Большая вода», увидев шим свет в прошлом году. Это многоплано вое произведение посвящено героям тыла, ковавшим вместе с воинами Советской Ар мии победу в Великой Отечественной войне. Действие романа происходит на речной запани, где формируется в плоты так нуж ный и фронту и тылу л ес— и специально отобранная сосна для авиастроителей, и крепеж для шахтеров, и шпалы для желез нодорожников, и березовые заготовки для винтовочных прикладов... Сознание важ ности своей работы помогало людям пере шагнуть через все трудности, с чистой со вестью ответить и окружающим и самому себе на вопрос: почему ты не в армии, не на фронте? Этот вопрос звучал в то суровое время как упрек, как обвинение в трусости. Этим вопросом встречает в самом начале их зна комства главного героя романа Сергея Ко зырева начальник запани Степан Павлович Перекладнов. «— Наверное, по той же причине, что и вы,— отвечает несколько грубовато Сер гей.— Рад бы пойти на фронт, но, видимо, •очередь не дошла». Как объяснить едва знакомому человеку, что за год, прошедший с начала войны, он трижды писал заявления в райвоенкомат и в комитет комсомола ин ститута с просьбой отправить его на фронт добровольцем. И трижды получил отказ, сходный по мотивировке: потребуется, от правим без заявления. Люди нужны не только на фронте». Да, люди нужны выли повсюду, люди, анающие дело и осознающие свой долг. Вот это чувство долга пронизывает все произве дение Виктора Киселева — от первой стра ницы до последней. Чувство долга, которое помогло выстоять в самые тяжелые дни. Виктор Киселев по образованию инже- вер-леоннк, ему довелось в свое время по работать и на лесосеке, и на лесоперевалке, а в запани — короче, он пишет о том, что анает из «первых рук», не понаслышке. От того так зримы в романе детали производ ственных будней коллектива запани, быта всех этих людей, оттого в симфоническое звучание романа не пробивается ни одной фальшивой ноты, автор нигде «не пускает петуха». Конечно, для литературного произведе ния одних этих знаний недостаточно, ибо, как говаривал А. М. Горький, не всегда решает материал, но всегда решает мастер. В данном случае рука мастера ощущается на каждой странице, в каждой главе. И сра зу, с первых страниц начинаешь ощущать: книга написана поэтом! Нет, это вовсе не так называемая ритмическая проза — здесь другое: автор смотрит на окружающее гла зами поэта и вкладывает в описание душу поэта. «Самое страшное для сплавщика — за лом. Прозевал — упрется бревно комлем в берег, развернется вершиной поперек реки, к нему пристанет другое, еще, еще — и об разовалась преграда. Бревна напирают друг на друга, становятся на попа, разворачива ются крест-накрест, кружатся и бьются — елки карабкаются на скользкие спины со сен, грузные шпальные тюльки пригнетают мелкоту, русло забивается, забивается, по ел не забьется до самого дна. Накострит версты на две. Вода еле-еле просачивается через мгновенно возникшую плотину, по том вздымается, перехлестывает через верх, разливается, будто в паводок, и несет брев на мимо заграждений в кусты, в поймы, на луга, в овраги. Потом на все лето муче ние — собирай лесники, разбросанные на много верст окрест...» «Большая вода» — название, подсказан ное особенностями производства, в которое вкладывают и душу и сердце -ерои рома на. Но, вместе с тем, большая вода зовет в большое плавание по жизни всех тех, о ком ярко, лирично рассказал нам писатель. И хочется пожелать такого же большого плавания и ему самому. Г. ПАДЕРИН А. Воронений. За живой и мертвой водой. М., «Худ. литература», 1970. Читатели-современники знают А. К. Во роненого (1884— 1943) только по истории литературы 20-х годов, по мемуарным за писям и двум его книгам, изданным в по следнее десятилетие: «Литературно-крити ческие статьи» (1963) и повесть «Бурса» (1966). С именем А. Воровского связана организация первого «толстого» журнала в Советской стране («Красная новь», 1921), который получил доброжелательное напут ствие В. И. Ленина. Всегда убежденно-страстные по тону и отличные по стилю, статьи критика имели в свое время большое значение для молодой советской литературы, хотя в его критиче ской деятельности (вторая половина 20-х гг.) были известные ошибки (недооценка про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2