Сибирские огни № 09 - 1972
Николай Глазков. Творческие командиров ки. М., «Сов. писатель», 1971. Думается, известная доля иронии со держится не только в стихотворениях этой книги, но и в ее оформлении (художник Б. Л. Лавров), которое довольно точно пе редает мир поэзии Н. Глазкова, заставля ет читателя улыбнуться примитиву, пере мешанному со сверхромантической симво ликой. И даже аннотация, определяющая авто ра как «поэта-путешественника» и заверя ющая, что, «ознакомившись с книгой «Твор ческие командировки», любители поэзии по чувствуют себя и любителями географии», продиктована не чем иным, как доброй иро нией, дружеской улыбкой по отношению к поэту, которого, как явствует из той же аннотации, «каждое путешествие вдохнов ляет... на новые стихотворения». Заметим, что этот категорический тезис неоднократно опровергается произведениями сборника. Далеко не каждое и далеко не всегда вдохновляет. Однако составим компанию поэту в его «творческой командировке» по «Руси непре ходящей» (так назван первый раздел кни ги), тем паче, что нам, жителям Сибири, края нового и молодого, всегда внове рус ские древности и вся старая Европейская Русь. Н. Глазков сразу говорит нам: будьте готовы, соберитесь, ибо «ездить по стране хочу я много-много». Затем в иносказатель ной форме призывает к откровенности и последовательности (надо же знать — с кем едешь!), сравнивая предавшего друга со «знобящим холодом лета». После этого поэт излагает свое кредо — «Гимн клоуну». Я поэт или клоун? Я серьезен иль нет? Посмотреть если в корень* Клоун тоже поэт!.. Далее говорится о том, что умному сыграть дурака намного труднее, чем дура ку притвориться мудрецом. Ну, что же, хороший клоун, как пишут — «поэт своего дела». Именно — своего. И с этим вряд ли кто станет спорить. А вот ко му и кем легче притвориться?.. Это нас настораживает перед «путешествием». На стораживает осознанное и подкрепленное декларацией желание поэта, будучи «умным, сыграть дурака». Поэзия не приемлет при творства, она всегда держалась на искрен ности и откровенности. Здесь же Н. Глаз ков становится в позу и апологетизирует свой примитивизм. Так манера начинает отдавать манерничанием. Да, на наш взгляд, по сути своего твор чества Н. Глазков — примитивист. Он гово рит наивно-логически и наивно-художест венно обо всем — будь то осина, Макарьев- ский монастырь, гнилушки, Кангалассы или комары, маска из Танганьики или Ростов ский Кремль. И I Суздале такого нету!« Не зря приехал я сюда. И выражается все это Единым словом —красота! («Ростовский Кремль»] И а Великом Новгороде глядя На Софийский золотой собор. Вспоминаю нужный древней ратж Богатырский головной убор. («Шлемы»] В таком подходе к материалу, в такой манере мышления и письма есть своя пре лесть, прелесть непосредственности, просто ты, наивности. Но есть и заряд полемиче ский. Но, работая на грани простоты, поэт порою переступает эту грань и начинает говорить плохой прозой: «Памятники исто рии любит народ советский — и оживает я строится вновь Переяславль-Залессхгй». Иля сводит все к такому сообщению: «Я от храма древнего в восторге: молодцами бы ли псковичи». Или непростительно много места в книге отводит описанию своих за плывов по рекам Европы и Азии. Мы мо жем порадоваться вместе с автором его спортивным достижениям, однако от сбор ника стихотворений хотелось бы еще и по эзии... Н. Глазков цитирует в стихотворения «Гимн клоуну» К. Пруткова: «Посмотреть если в корень». Следуя ему, процитируем и мы: «Нельзя объять необъятное». Иными словами, не всякая тема может быть рас крыта темн средствами, которыми владеет И. Глазков, которые он декларирует. При митивизм не универсален. Доказательством этому служат такие стихи, как «Розы Смоль ного» и «Абакан — Шушенское». Здесь про стота оборачивается упрощенностью, наив ность— слащавостью, а непосредствен ность— банальным!» строчками: Розы потому цветут так ярко. Что дыханьем Ленина согреты. («Розы Смольного»] Не будем говорить — «отрадно» иля «од нако», просто скажем, что Н. Глазков в иных стихотворениях не «простак» и не «клоун». Работа поэта зачастую (и это естественно) шире и глубже его деклара ций. «Сей град возник в девятом веке», «Когда навстречу древний храм», «Лапти», «Монеты Совмака» и другие стихи — гово рят нам об история, говорят серьезно н смотрят в историю острым и вдумчивым глазом нашего современника, в душе кото рого славное и трудное прошлое Родины кровно спаяно с не менее славным настоя щим. Разрушен был до основанья. Разбит, растерзан и расколот. И если посмотреть на зданья. То Новгород —он новый город. А памятники в нем остались. Есть в них особая сердечность: Они свою забыли старость. Они уже вступили в вечность! («Сей град возник в девятом веке»)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2