Сибирские огни № 09 - 1972
Сомнения в успехе своей нелегкой рабо ты не оставляют Глеба Установила. Писа тель и в этом рассказе не спешит с окон чательными выводами, хотя на сей раз и не удерживается от выдачи успокоительного векселя читателю: «В том, что все-таки не зря, Глеб убедился много позже, когда Александр Мурашкин, будучи уже инжене ром... Но об этом другой рассказ». И действительно, один из рассказов цик ла («.Рассказ инженера Мурашкина») по священ тому, как Мурашкин стал настоя щим специалистом и человеком благодаря усилиям Глеба Устиновича. Однако рассказ этот мало что добавляет к уже известному нам, хотя повествование здесь ведется уже от лица бывшего ученика Глеба Устинови ча — Мурашкина. При чтении некоторых рассказов А. Чер- иоуоова порою создается впечатление эскиз- моети, некоторой профессиональной замкну тости, чрезмерной локальности, что ли. Рассказ «Вечерники» в этом смысле воспри нимается как любопытные зарисовки с экза менов — и только. Но ведь этого явно мало. Тем более, что рассказ включен в цикл с од ним центральным героем. Наибольшей степени обобщения и даже философской значимости достигает автор в заключительном рассказе «Случай на Уй- мене». Небольшой рассказ этот многое про ясняет в характере Глеба Устиновича. Слу чай, имевший место еще в детстве, накла дывает отпечаток на всю его жизнь. Случилось тогда герою попасть в беду на быстрой алтайской реке. Спас Глеба от смерти алтаец. «Сколько раз с тех пор меня выручали или спасали!.. И чем дольше жи ву, тем все более чувствую себя вечным должником перед людьми. А это радостно и чуточку тревожно. Радостно оттого, что люди-то — «народ хороший», как сказал поэт. Тревожно же потому, что... долг-то платежом красен. А не забываю ли я иног да об этом в спешке да суете?..» Повесть «Экипажи готовить надо» по своей проблематике и художественному своеобразию тесно примыкает к рассказам А. Черноусова. Достаточно сказать, что цикл рассказов «Преподаватели н студен ты» композиционно организован так, что он в большой мере напоминает повесть в но веллах. В «Экипажах...» еще в большей сте- лэни, чем в рассказах, проявляется поле мическая заостренность, публицистическая направленность повести предельно обнаже на. Как уже отмечалось, по сути это повесть- диспут. Спор в ней идет о путях и принци пах воспитания. В этом отношении произ ведение А. Черноусова близко таким кни гам, как «Сирота» Н. Дубова, «В трудном походе» Л. Кабо. В повести «Экипажи готовить надо», как и в повести Л. Кабо, сталкиваются две точ ки зрения на воспитание. С одной стороны, пионервожатый Иван Ильич Кувшинников, с другой — педагог пионерского отряда Ай ва; Петровна. Там, где Иван Ильич заду* мывается, почему ребята удрали из лагеря, что нужно сделать, чтобы такого не повто рилось, Анна Петровна склонна «снять стружку», чтобы другим неповадно было. «И вы им лекцию?» — удивилась Анна Пет ровна. «Да, на научной основе», — хотел было сказать Иван, но Анна Петровна ре шительно направилась в беседку. И устро ила курильщикам такой разнос, что те за крутили пуговицы, смущенно заперемина- лнсь с ноги на ногу, вспотели». Действия на «научной основе» пока что приводили пионервожатого чаще всего к не удачам. Но и дом, возведенный Анной Пет ровной, рушился на глазах. А что взамен? Пока что Ивану Ильичу ясно только одно: «Нельзя нам, товарищи, так больше жить, нельзя. Надо что-то новое, интересное...» Как трудно утверждалось это необыч ное, интересное в пионерском лагере, и рас сказывает писатель далее. Рассказывает живо, увлеченно, с присущим ему юмором. Писателю удается раскрыть характеры героев в столкновении, в споре, в борьбе. При этом нередки у него искры подлинного юмора, остроумия. Но когда возникает не обходимость исследования изменений в ха рактерах своих героев, А. Черноусое ока зывается в значительной мере слабее. Ма лоубедительным кажется, например, пере смотр своих взглядов Анной Петровной. Все, что касается ее «перестройки», выгля дит декларативно. Мысленно она приходит к каким-то выводам, но на деле (скажем, в походе, организованном Иваном Ильичом) остается все тем же наблюдателем, ожи дающим к тому же краха системы своего молодого помощника. Притом все это не получает должного психологического обо снования. Некоторая статичность характеров, сла бое проникновение в их внутренний мир вообще свойственны автору. С этим связано и другое — неумение объединить воедино всю гамму чувств и переживаний героев, в органическом единстве раскрывать мысли, переживания и дела персонажей. Порою какие-то очень значительные мысли и раз думья героев, как, например, размышления Ивана Ильича о целях и существе воспита ния в обществе (глава 27), оказываются лишь чем-то попутным, никак не влияющим на масштабность личности героя. Психологическая основательность, глу бина и точность анализа внутреннего мира человека, зависимость движений души от множества жизненных связей и обстоя тельств, словом, мастерство синтетического раскрытия характера человека и его дела,—• вот область творчества, в которой молодо му автору предстоит еще многому учиться, многое постигнуть. Без этого немыслимо со всей полнотой и точностью запечатлеть столкновения, конфликты, рождаемые совре менностью. А ведь именно к тому стремится А. Черноусов, именно к тому им сделан шаг первой своей книгой. Э. ШИК ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2