Сибирские огни № 09 - 1972
У книжной полки Анатолий Черноусое. Экипажи готовить на до. Повесть и рассказы. Новосибирск, Зап.- Сиб. кн. изд., 1971. Имя Анатолия Черноусова стало извест но читателю в 1968 году, когда в журнале «Сибирские огня» был опубликован его рас сказ «Хобби инженера Забродина». Неко торые из произведений участника V Всесо юзного совещания молодых писателей печа тались в центральных изданиях. А в прошлом году вышла первая книга А. Черноусова «Экипажи готовить надо», куда вошла по весть, давшая название книге, и цикл рас сказов «Преподаватели и студенты». Первый рассказ «Хобби инженера Забро дина» сразу же нашел своего читателя, вы звал немало споров и взаимоисключающих суждений. Молодой автор тогда вынес на суд читателя необычный тип обывателя. Ирония, что называется, источила героя рассказа изнутри. Она для него стала на дежным барьером, отделяющим его от все го, что происходит вокруг. Такое отстране ние позволяет Савелию с завидной объек тивностью остроумно фиксировать любые слабости, промахи а недостатки. Однако ему и в голову не приходит мысль о личной ответственности за происходящее. Цепкая наблюдательность, остроумие, ирония и са- моирония героя невольно покоряли не толь ко читателя, но, как мне кажется, и автора, позиция которого по отношению к Савелию была недостаточно четкой. Отсюда и вза имоисключающие суждения о рассказе. В последующем цикле рассказов «Пре подаватели и студенты» и в повести «Эки пажи готовить надо» писателя влекут ге рои опять-таки в некотором роде исключи тельные. Таков молодой преподаватель Глеб Устинов,ич («Преподаватели и студенты») и вожатый Кувшинников, герой повести «Экипажи готовить надо». Эта необычность героев накладывает определенный отпечаток и на художествен ный почерк писателя. Манера его письма броская, яркая, со множеством неожидан ных образов, поворотов мысли, острых диа лого, споров. Произведения его представ ляются поэтому то рассказами-спорами, то повестью-дискуссией, где действуют герои- аргументы. Персонажи ведут спор словами, делами, и побеждают те, которые несут в себе живое, творческое, активное начало. Лучшие рассказы цикла «Преподаватели а студенты» — «Поединок», «Сюрреалист Мурашкин», «Еловая ветка», «Случай на- Уймене» — вводят читателя в педагогиче скую лабораторию Глеба Устиновича, начи нающего преподавателя, упорно завоевы вающего студенческую аудиторию, последо вательно определяющего свое место в коллективе педагогов техникума, раскрыва ют становление самого повествователя как личности. «Холодная война» идет между молодым преподавателем и несколько избалованным, успехом студентом (рассказ «Поединок»). Как к бою, готовится преподаватель к каж дой лекции. И все-таки трудно порою при ходится ему. Упомянул, положим, ов о виб рационных бункерах в своей лекции, пояс нил, что это такое. И тут же ехидный вопрос-реплика - «А вы их видели, эти бунке ры? Может, только в книжках пишут?..». Ответ получился в тон вопросу: «А вы зна ете, что Африки не существует?»— «Как это не существует?» — «Да вот так. Ведь ваш учитель географии не видел Африку». Нелегко и не сразу приходит успех в воспитании, и писатель, оставаясь верным жизни, не спешит вознаградить молодого преподавателя полной победой. «Кому положено знать, что творится у парня на душе»,— думает Глеб Устинович о Мурашкине (рассказ «Сюрреалист Му рашкин») Только еще готовится студент вступить а самостоятельную жизнь, а веру в светлое, в силу н доброту окружающих людей потерял. «Классная мама» Ия Пав ловна никак не способна восстановить эту веру. Парня она считает просто лодырем. Глеб Устинович делает все, чтобы Мураш кин не был на занятиях просто «записы вающим прибором», чтобы он увидел высо кий смысл жизни, но для этого нужно «...знать, знать как можно больше! Иначе и думать нечего о том, чтобы как-то по влиять на Мурашкина. Ему просто-напросто будет скучно...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2