Сибирские огни № 09 - 1972

У книжной полки Анатолий Черноусое. Экипажи готовить на­ до. Повесть и рассказы. Новосибирск, Зап.- Сиб. кн. изд., 1971. Имя Анатолия Черноусова стало извест­ но читателю в 1968 году, когда в журнале «Сибирские огня» был опубликован его рас­ сказ «Хобби инженера Забродина». Неко­ торые из произведений участника V Всесо­ юзного совещания молодых писателей печа­ тались в центральных изданиях. А в прошлом году вышла первая книга А. Черноусова «Экипажи готовить надо», куда вошла по­ весть, давшая название книге, и цикл рас­ сказов «Преподаватели и студенты». Первый рассказ «Хобби инженера Забро­ дина» сразу же нашел своего читателя, вы­ звал немало споров и взаимоисключающих суждений. Молодой автор тогда вынес на суд читателя необычный тип обывателя. Ирония, что называется, источила героя рассказа изнутри. Она для него стала на­ дежным барьером, отделяющим его от все­ го, что происходит вокруг. Такое отстране­ ние позволяет Савелию с завидной объек­ тивностью остроумно фиксировать любые слабости, промахи а недостатки. Однако ему и в голову не приходит мысль о личной ответственности за происходящее. Цепкая наблюдательность, остроумие, ирония и са- моирония героя невольно покоряли не толь­ ко читателя, но, как мне кажется, и автора, позиция которого по отношению к Савелию была недостаточно четкой. Отсюда и вза­ имоисключающие суждения о рассказе. В последующем цикле рассказов «Пре­ подаватели и студенты» и в повести «Эки­ пажи готовить надо» писателя влекут ге­ рои опять-таки в некотором роде исключи­ тельные. Таков молодой преподаватель Глеб Устинов,ич («Преподаватели и студенты») и вожатый Кувшинников, герой повести «Экипажи готовить надо». Эта необычность героев накладывает определенный отпечаток и на художествен­ ный почерк писателя. Манера его письма броская, яркая, со множеством неожидан­ ных образов, поворотов мысли, острых диа­ лого, споров. Произведения его представ­ ляются поэтому то рассказами-спорами, то повестью-дискуссией, где действуют герои- аргументы. Персонажи ведут спор словами, делами, и побеждают те, которые несут в себе живое, творческое, активное начало. Лучшие рассказы цикла «Преподаватели а студенты» — «Поединок», «Сюрреалист Мурашкин», «Еловая ветка», «Случай на- Уймене» — вводят читателя в педагогиче­ скую лабораторию Глеба Устиновича, начи­ нающего преподавателя, упорно завоевы­ вающего студенческую аудиторию, последо­ вательно определяющего свое место в коллективе педагогов техникума, раскрыва­ ют становление самого повествователя как личности. «Холодная война» идет между молодым преподавателем и несколько избалованным, успехом студентом (рассказ «Поединок»). Как к бою, готовится преподаватель к каж­ дой лекции. И все-таки трудно порою при­ ходится ему. Упомянул, положим, ов о виб­ рационных бункерах в своей лекции, пояс­ нил, что это такое. И тут же ехидный вопрос-реплика - «А вы их видели, эти бунке­ ры? Может, только в книжках пишут?..». Ответ получился в тон вопросу: «А вы зна­ ете, что Африки не существует?»— «Как это не существует?» — «Да вот так. Ведь ваш учитель географии не видел Африку». Нелегко и не сразу приходит успех в воспитании, и писатель, оставаясь верным жизни, не спешит вознаградить молодого преподавателя полной победой. «Кому положено знать, что творится у парня на душе»,— думает Глеб Устинович о Мурашкине (рассказ «Сюрреалист Му­ рашкин») Только еще готовится студент вступить а самостоятельную жизнь, а веру в светлое, в силу н доброту окружающих людей потерял. «Классная мама» Ия Пав­ ловна никак не способна восстановить эту веру. Парня она считает просто лодырем. Глеб Устинович делает все, чтобы Мураш­ кин не был на занятиях просто «записы­ вающим прибором», чтобы он увидел высо­ кий смысл жизни, но для этого нужно «...знать, знать как можно больше! Иначе и думать нечего о том, чтобы как-то по­ влиять на Мурашкина. Ему просто-напросто будет скучно...».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2