Сибирские огни № 09 - 1972
нографического материала. 3) Лесные люди удэхе6— популярное и сокращенное изло жение того большого труда «Страна удэ хе», которую я готовлю к печати. Вместе с этнографом Ельпидифором Иннокентьеви чем Титовым я написал еще одну брошюру «Быт и характер народностей Дальнево сточного края»7, в которой изложено то и другое в зависимости от окружающей че ловека среды. С одной стороны, пережитки, традиции по местам выходов из своей пер воначальной родины, с другой — приспо собляемость к новым географическим фак торам. Все четыре брошюры при этом посы лаю Вам. Сейчас я оканчиваю описание своего маршрута от моря к г. Хабаровску в 1927 го ду. Книжка объемом в четыре листа будет печататься в Москве. В основе этой работы лежит географическое описание пройденно го пути, но в ней есть и этнографический (интересный) материал8. В редакцию жур нала «Восток» я послал свою статью: Лед никовый период и первобытное население Восточной Сибири9, объемом в 30 страниц. Статья моя принята. Мне сообщили, что она будет печататься — по получении той и другой работы вышлю их Вам немедленно. Последняя статья — антропогеографическая. Все мои предшествовавшие работы и статьи являются не более как подготови тельными материалами для основной моей работы «Страна удэхе». Эта монография — цель моей жизни. Если бы мне не удалось ее издать, я счел бы это большой личной катастрофой. За 27 лет мне удалось со брать такие материалы, которые уже вновь собрать не удастся. Старики в большей ча сти вымерли, а молодежь современная (я говорю о туземцах) с утратой прежних традиций утратила все почти обычаи и об ряды. Сплошь и рядом они спрашивают ме ня о том, где родился такой-то род, или о том, как говорится такая-то сказка, что значит «Мяонки», как попали люди Аму- ленка на Анюп и т..д. «...». Я застал удэ- хейцев еще в том виде, когда цивилизация не коснулась их в той мере, как это произо шло за последние десять-пятнадцать лет. Итак, заканчиваю сбор- своих материа лов, сверяю свои записи, проверяю словари, систематизирую и пишу. Работа эта меня очень увлекает. Заканчивая сообщение о своих работах, я перехожу к описанию ра бот других этнографов. С уважением Ваш В. Арсеньев. № 3 11.XII.1928 г. № 447/3 Продолжаю свои донесения. Вероятно, Вам известно, что профессор П. П. Шмидт10 в г. Риге в 1928 году выпустил в свет свою работу ’’The language of the Oroches, Riga 1928 y. Latvias Universitates Rakstu Acta Universitatis Latviensis XVII. 1927. atsevisks novilkums”. Она состоит из двух частей: 1) Introduction. 17—22 р. и 2. Voca bulary. 23—62 р. В своем предисловии он разбирает ли тературу по этому вопросу. Меня особенно заинтересовала работа проф. П. П. Шмидта, потому что она касается именно тех тузем цев удэхе, над которыми я работаю уже 28 лет. П. П. Шмидт указывает на Шрен- ка Л .11 и Брайловского С.12, нашедших единство языков орочей и удэхе, указываю щих их родину в Корее. Л. Штернберг13, Пальчевский Н. А.14 и С. М. Широкогоров15 указывают на север. Они говорят «киакр» означает — верхнее течение реки, верховье, и, следовательно, удэхе и орочи пришли с верховьев Амура, который раньше был занят гиляками. На стр. 18-й П. П. Шмидт говорит о мо их исследованиях, именно о той части их, где я называю удэхе — «загадочной народ ностью», появившейся в Уссурийском крае в давние времена, оттеснившей гиляков из- бассейна Уссури (Уссури, Хор, Пуир, Куэн- га и т. д.). Я указывал их родину на юге. П. П. Шмидт указывает на особенности язы ка удэхе, заключающиеся в укорачивании слов и в выбрасывании согласных букв. Он, П. П. Шмидт, допускает, что удэхе есть или отунгусившиеся палеоазиаты или тун- гусо-маньчжуры, смешавшиеся с палеоазиа тами, и говорит, что в таком случае их ро дину надо -искать много южнее между Ки таем и Кореей. Возможно, что народность «У-ян-хай» были предками удэхе. Вообще же, он склоняется к тому, что удэхе должны быть чужими, пришлыми. В конце преди словия он как будто склонен допустить и точку зрения С. М. Широкогорова, выводя щего удэхе с верховьев Амура. Удэхе раньше (мои строки) говорили на языке палеоазиатском (мое мнение), потом отунгусились и стали говорить на том язы ке, на котором они говорили во времена Палладия16. «...». П. П. Шмидт говорит, что в языке удэ хе 69 корней тюркских (алтайских). Два рода удэхе Бельды и Оненка перешли к гольдам на Амур и стали говорить по-гольд ски. «...». Вот почему я их назвал «загадоч ной народностью». Размер письма не по зволяет мне остановиться на этом вопросе подробнее. П. П. Шмидт говорит, что восточная часть Сибири и восточная Маньчжурия бы ли заняты палеоазиатами, а монголы и тун гусы обитали ближе к середине Азии и око ло Гоби. П. П. Шмидт много лет работал на во стоке Сибири в г. Владивостоке и на Аму ре. Работу его как-то нельзя обойти мол чанием. Вот почему я и счел необходимым сообщить Вам о его последнем печатном произведении. Завтра" письмо свое продолжу. Стараюсь наверстать потерянное. С уважением В. Арсеньев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2