Сибирские огни № 09 - 1972
миров ярко выразил в своем оформлении и Ю. Шапорин, соорудивший тяжелый пор тал с двуглавым орлом наверху. Орел рас простер над воем Петербургом свои злове щие крылья. Резкой контрастностью отлича лись сцены, где выступал Федя, и те, где действовали люди «приличного» общества. Режиссер и исполнитель роли Протасова А. Глазырин лишили образ сложности, внутреннего разлада, мучений совести, ра стущего сознания неправильности его соб ственной жизни. Нет, Федя — Глазырин в своем стремлении к свободе, опускаясь на дно, становился просветленнее, чище и пневно обрушивался в своей речи у следова теля на всех власть имущих. Противопоставление людей честных, благородных, с душой возвышенной, откры той добру, пошлой засасывающей среде звучало в «Трех сестрах». Эта трактовка Чехова, восходящая еще к знаменитому спектаклю Немировича-Данченко, перене сенная в новую историческую эпоху, выгля дела анахронизмом. Неизвестно, чем и когда разрешился бы творческий кризис, который навис над ре жиссером В. Редлих. Думаю, чуткий худож ник, всегда хорошо чувствовавший вре мя, она преодолела бы сложный этап своего развития. Никто ей тогда не помог. И случилось худшее— Вера Павловна по кинула город, который уже давно считала своей родиной, покинула коллектив, разви тию которого, его воспитанию отдала луч шие годы, весь жар сердца, весь свой кипу чий талант. Творческий кризис переживал и Н. Ми хайлов. Его палитре режиссера, склонного к открытой публицистике, к спектаклю-дис путу, не чужды были приемы условного те атра. Весь его тюзовский период наполнен был такими открыто театральными приема ми, как спектакль без занавеса, детали оформления, которые на глазах зрителей выносят «дзанни», выход исполнителей в зрительный зал, обращение героя непосред ственно к зрителям за советом и помощью. При постановках «Иркутской истории» (1960), «Океана» (1961) Михайлов широко использовал наплывы, крупные планы и т. д. В отличие от В. Редлих, Михаилов хорошо чувствовал именно те современные харак теры, которые только лишь складывались. В «Океане» А. Штейна режиссер интересно задумал образ Часовникова (А. Малышев), который предстал в спектакле «натурой да ровитой, мятежной и принципиальной». Ря дом точно мотивированных поступков, ло гикой мысли показан в «Иркутской исто рии» путь развития Вальки-Дешевки (А. Покидченко). Счастье, радость, все то, к чему рвется душа Валентины, где-то да леко, за пределами пьесы. И эта далекая манящая перспектива придавала каждому эпизоду, включая и финальный, тревожную и радостную устремленность. Так бывает в юности. Таков удел натур одаренных — всегда рваться вперед. Окрылевность обра за Вальки — большая удача спектакля. И вое же настал день, когда Н. Михай лов решительно отказался от режиссуры. Художник-реалист не мог согласиться с курсом театра на подчеркнутую внешнюю изобразительность. Лишь в 1966 году, на кануне своего окончательного ухода из «Красного факела», Михайлов поставил «Таню» А. Арбузова с той же Покидченко в заглавной роли. Вновь, как и в «Иркут ской истории», зазвенела манящая нота близкой радости, тема поисков душевной гармонии. Представитель романтической школы, Михайлов прекрасно ощущал мя тущуюся душу молодого современника. В последние годы жизни он выступал лишь в качестве актера. Поражающий глуби ной, благородством образ мудрого, иронич ного, любящего и трагически одинокого Бернарда Шоу в спектакле «Милый обман щик» Д. Килта, образ доктора Ранка в «Норе» Г. Ибсена, образ, овеянный удиви тельным теплом, сердечной заботой о лю дях, об их будущих радостях... Было и в докторе Ранке трагедийное начало — ведь он знал, что живет на свете последние дни. А в роли потомственного рабочего Забро дина в пьесе И. Штока «Ленинградский проспект» Михайлов был прост, нетороплив в решениях, обстоятелен и в то же время до боли, до ярости правдолюбив. Жизнен ные несчастья обрушиваются на Забродина одно за другим. Он сгибается под их тя жестью, теряет интерес к жизни, начинает пить. Но воля, рабочая закалка да забота окружающих берут верх. Весь процесс ду ховного выздоровления Забродина был по казан сильно, мужественно, без тени санти- мента. Теперь, когда я пишу эта строки, пере до мной встает весь облик Н. Михайлова, удивительного актера и человека. Уже тогда он был очень болен. Но всего себя вклады вал в каждый образ, в каждый спектакль, не щадил себя ни в чем. Никто и никогда не слышал от него слова жалобы. Многого не принимал Николай Федорович из того, что происходило в те годы в «Красном фа келе», но всегда и везде, в любом споре и разговоре он решительно вставал на защи ту родного коллектива, никому не позволял порочить дом, в котором жил и творил. Он упаковывал вещи, готовясь к переезду в Ле нинград, и в то же время работал в театре так, будто навсегда остается в городе. Мы часто виделись с Николаем Федоро вичем в эти дни. В его опустевшей кварти ре (Е. Агаронова работала уже в Ленин граде, у Товстоногова), перебирая старые афиши, эскизы, фотокарточки, мы часами вели беседы об искусстве, о преемственности и новаторстве. Тяжело расставался Михай лов с городом, с которым были связаны 36 лет его труда, с театром, которому слу жил всю жизнь безраздельно. Он не нако пил богатств, если не считать большого ко личества книг, не сберег своего здоровья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2