Сибирские огни № 09 - 1972
конечно повторяющаяся тема из этюда Скрябина. Ничего, кроме раздражения, эти украшения не вызывали. От части «изли шеств» режиссер вскоре имел мужество от казаться. Стремление К. Чернядева освоить услов ный язы^ театра привело его к опытам -соединения аллегорий с психолог,ической глубиной. Таким удачным «синтезом» ока зались спектакли «Лиса и виноград» Г. Фи- гейредо и «Мамаша Кураж» Б. Брехта. Правда, в данных случаях оба произведе ния уже в авторском замысле предполагали включение условностей. Мы уже рассказы вали об этих спектаклях; подчеркнем, что здесь Чернядев вполне солидаризировался с Г. Товстоноговым, который в эти же го ды утверждал, что «поэтическая правда спектакля возникает тогда, когда главная идея, которой служат и свет, и цвет, и му зыка, и все прочие аксессуары театральной выразительности, выражена в характерах людей»1. Постановщик одержал победу, по тому что главное внимание сосредоточил на создании самобытных характеров Эзопа (Н. Михайлов), Ксанфа (А. Беляев), Кураж (Е. Агаронова). Правда, и здесь, в спектак ле «Лиса и виноград», была диссонирующая нота •— финал спектакля, где Эфноп — И. Попков поднимался на вершину медлен но поворачивавшегося станка и застывал в картинной позе, символизируя «пробуж дающуюся Африку». Существовавшее в те годы противопо ставление театра условного или поэтическо го театру бытовому или театру прямых жизненных соответствий носило искусствен ный характер. Тем не менее большинство режиссеров стало стыдиться называть себя поклонниками МХАТа, считали своим дол гом придумывать необычную форму, как правило, делалось это чисто механическим путем — к бытовому реалистическому реше нию спектакля приделывался «символиче ский» пролог, эпилог, художник сооружал «условные» конструкции — и «поэтический» спектакль готов. Существа актерской рабо ты такая «поэтизация» не касалась. В. Редлих, отдав дань возникшему «по ходу», очень скоро поняла всю ошибочность избранного пути. «Неисправимый реалист», она тотчас попыталась вернуться на преж нюю дорогу, где так много знала побед. Она обратилась к своим излюбленным рус ским классикам и... дважды подряд потер пела поражение. «Мы не испытываем глу бокого волнения, следя за. действиями, по ступками героев, перед нами не открывает ся вся глубина ужасающей человеческой трагедии»,— писал о «Живом трупе» С. Смо- ляницкий2. «На наших глазах сползает по ступенькам лестницы Федор Протасов, вы стреливший себе в сердце. Рыдает цыганка 'Г . Т о в с т о н о г о в . Образ спекткаля,— Сб. «Оптимистическая трагедия». Пьеса Вс. Виш невского на сцене Ленинградского академическо го театра им. Пушкина. М.—Л.. 1956, „стр. 60. 1 С. С м о л я н и ц к и й . Пьеса и спектакль, «Вечерний Новосибирск», 24 марта 1959 г, Маша... Только что на сцене произошла большая человеческая драма. Но взволно вала ли она нас, заставила ли глубоко за думаться? Нет»,— вторил Смоляшицкому Ю. Постнов1. Что же произошло? Почему и этот, и последующий спектакль «Три сестры» в постановке В. Редлих оставили зрителей равнодушными к страстной тоске, к слезам и гибели героев? Причины неудач последних двух крас- нофакельских спектаклей В. Редлих проще всего объяснить теми разногласиями, кото рые действительно существовали между нею и директором Г. Слоущ, причем опытный театральный политик постоянно одерживал верх над вопыльчивым, неуравновешенным художником — главным режиссером. Это, безусловно, осложняло работу Редлих, вно сило особую нервозность. Но причину ре жиссерских ее просчетов нужно искать глубже. Середина 50 — начало 60-х годов — слож ный период в развитии нашей страны. Ши роко развернувшаяся критика последствий культа личности, серия преобразований, многие из которых носили скороспелый, не продуманный характер, породили сложные коллизии, конфликты. Осмысливая их с по зиций исторического оптимизма, театры обращали внимание на такое своеобразие современного советского человека, склады вающегося, ищущего путей в жизни и сме ло берущего на себя личную ответственность за вое в мире происходящее. Не случайно такой успех имела драматургия В. Розова, который посвятил свои пьесы молодым ге роям, чей характер только еще формирует ся. Не случайно, что в трактовке произве дений классики тема противопоставления двух жизненных начал — благородства и низости, гуманизма и человеконенавистни чества— претерпела такое существенное изменение. О личном долге каждого челове ка перед обществом, перед всем миром го ворил теперь «Гамлет» Н. Охлопкова, заду манный ранее в духе теории «сильного» Гамлета. Степень ответственности человека за свое поведение и за нравы общества, в котором он живет,— вот отныне централь ная тема, которую ищет и воплощает в клас сических спектаклях современный театр. Именно таким было «Село Степанчико- во» в постановке В. Редлих. Но ее же «Гамлет», решенный в духе теории 30—40-х годов, уже выпадал из этого направления. Еще менее созвучным своему времени ока зался «Живой труп», в котором отчетливо угадывались отголоски прямолинейно со циологических толкований прошлого. «Стремясь донести до зрителя толстов скую ненависть к миру карениных и абрез- ковых, режиссер и исполнители сатирически заострили образы лощеных, скучных, «пра вильных» людей, от которых Федя Прота сов готов бежать хоть в кабак»,— писал Ю. Посгнов. Тему противопоставления двух 1 Ю. П о с т н о в. Драма Протасова и ее воплощение. «Советская Сибирь», 7 апреля 1959 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2