Сибирские огни № 09 - 1972
«весело и изобретательно поставленных мо лодым режиссером К. Чернядевым». Так же мимоходом была упомянута «Моя семья» Э. де Филиппо, где «роль Альберто Стилья- но отлично играет А. Глазырин», о его же работе над образом Ленина в «Кремлевских курантах» было сказано в статье под заго ловком «С великой любовью».1 Но все же единственным спектаклем, ко торый мог полноправно соперничать с «Идиотом» Достоевского в постановке Г. Товстоногова, с «Делом» Сухово-Кобыли- на в постановке Н. Акимова, было «Село Степанчиково». Это прекрасно поняли ново сибирцы, и это стало серьезным поводом к раздумьям о правомерности «мхатовского» направления. По приезде в родной город Н. Михайлов ставит «Оптимистическую трагедию» на лест нице, амфитеатром уходящей ввысь. Офор мление — детали, которые тут же выносили матросы Образ спектакля — некое подобие античного хора, из которого выходили дей ствующие лица, чтобы разыграть очередную сцену. В. Редлих ставит «За час до рассвета» A. Галича и сажает в боковую ложу оркестр, который на виду у зрителей аккомпанирует действию. Широко используются наплывы проекций, наплывы воспоминаний, перебивка «кадров». При постановке «Барабанщицы» режиссер придумывает пролог — клятву мо лодогвардейцев, включает в действие кино кадры, совершенно излишние, как показало дальнейшее. Во всяком случае, отказавшись от них,, режиссер ничем не обеднил психоло гически глубоко и остро решенный спек такль. В моду входит широко распространенный повсеместно оформительский прием, при ко тором — «на сцене ничего нет», занавеса то же нет, есть лишь отдельные «выразитель ные» детали, которые призваны «дать толчок зрительскому воображению». Над пустын ной краснофакельской сценой на тросиках повисают две гигантские монеты, к ним до бавляются — стул, стол, скамейка, фонарный столб и прочие не менее «выразительные» вещи. Перед нами образное решение «Золо того теленка» (режиссер и художник К. Чер- нядев). Сцена совершенно оголена. Показы вается, выезжая на круге, какое-то подобие заводского станка, возле него девчурка в рабочей блузе. Перед вами образное реше ние заводского эпизода из спектакля «Битва в пути» (режиссер И. Михайлов, художник B. Шапорин) Наиболее свободно используют условные приемы молодые режиссеры. В. Кузьмин на шел интересное решение хора в «Городе на заре» А. Арбузова Хор, ставший выразите лем не только героической, но и лирической линии спектакля, его душой и совестью, был одет в синие блузы и красные косынки. Он как бы отделялся от персонажей своей сти- листикой и временем (синеблузники — это 1 А. Д а н ч и ч. С великой любовью. «Вечер ний Ленинград», 4 сентября 1957 г. двадцатые, а не тридцатые годы). Но имен но таким приемом решалась идея преемст венности поколений, а сугубая условность хора снимала вопрос — почему на сцене лю ди страдают, гибнут, а их же товарищи в это время поют и декламируют. Зрители вос приняли синеблузников как вполне оправ данную условность. Многими достоинствами была отмечена постановка К. Чернядевым недописанной. пьесы М. Горького «Яков Богомолов». По выражению рецензента, «Красный факел» доказал «и право и смелость», взявшись за сложную задачу домыслить образы и слож ные ситуации пьесы, оборванной на полуфра- зе. Эта задача под силу только театру, на копившему опыт и традиции в прочтении горьковской драматургии. Яков Богомолов стоит в ряду таких об разов Горького, как Мастаков в «Чудаках» и Протасов в «Детях солнца». Инженер, страстно увлеченный своей миссией преобра зователя земли, влюбленный в свою профес сию гидротехника, мечтатель, он противо стоит пресыщенному и бездеятельному Бу- кееву, самовлюбленному фату Ладыгину, жалкому прихлебателю дядюшке Жану. Од нако нравственно чистый и трудолюбивый Богомолов слаб отсутствием каких-либо ка честв борца, своим абстрактным прекрасно душием. Н. Михайлов, взявшись за роль, утверждал, что образ в пьесе завершен, фи нал пьесы, будь он дописан, не придал бы Богомолову каких-либо существенно новых черт. Так и сыграл он Богомолова — отто- ченно и ясно. Перед зрителями предстал об раз чистого, рвущегося к делу человека, чей труд оказывается бессмысленным кипением на потребу пресыщенного общества. Постановщик весьма удачно придумал к спектаклю пролог. На сцене темно. Вырван ный из этой тьмы ярким лучом человек в ин женерской форме (Богомолов) горячо гово рит о труде, о радости творчества. Это под линные слова Горького, взятые, правда, из другого произведения. Тотчас становился прозрачно ясным замысел спектакля — рас крыть натуру деятельную, увлеченную, меч тательную. Удачно придумал театр и финал пьесы — без единого слова, схватив писто лет, Ладыгин бросался вслед за беспечно прогуливавшимся Богомоловым. Звучал вы стрел — так мстило ограниченное само довольство, так расправлялось воинствующее мещанство с теми, кто нравственно выше их. Отлично сыграны были и спектакле по ли Букеева (П. Бахтин), Ладыгина (А Бе ляев), дядюшки Жана (Н Коростынев), глубокую драму опустошения раскрывала своей Ольгой Л. Борисова «Яков Богомо лов» покорял умной трактовкой, философ ской глубиной образа центрального героя. Но плохую услугу оказало К Чернядеву его пристрастие к подчеркнутой аллегорич ности в оформлении На авансцене была сооружена гигантская крышка рояля, заго раживавшая по пояс исполнителей, при каждом удобном и неудобном случае пово рачивался круг и звучала одна и та же бес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2