Сибирские огни № 09 - 1972
окружающих — возгласы одобрения, вос хищения — подогревали его красноречие, и сцена зажила. Одной из самых сильных стала сце на «Ваше превосходительство». На глазах зрителей разворачивалась сложнейшая пси- хологичеекая битва. Разгневанный полков ник Ростанев принял решение изгнать Фому из дома. Он щедро наделил его деньгами, назначил день отъезда и облегченно вздох нул — щекотливое дело улажено. Фома по срамлен. Отныне он лишается возможности тиранить, истязать окружающих. Сжавшись в комок, сидел Бирюков — Фома в кресле и и немощным голосом оскорбленной добро детели кротко отвечал на гневные тирады полковника. Но он хорошо знал слабые ме ста противника: Ростанев -вспыльчив, но безволен, чувствителен и доверчив, как ре бенок. Знал все это Фома и безошибочно выбрал момент атаки. Вот он широким же стом отдал предназначенные ему деньги слуге Следует испытующий взгляд на пол ковника: подействовало! Натиск усиливает ся. Фома разбрасывает деньги по полу и аккуратно, чтобы не изорвать, начинает топтать их ногами. Новый взгляд: подей ствовало! Тогда Фома слезливо начинает сетовать на судьбу: полковник растроган! И тут Фома величественно выпрямляется — Ростанев в его руках Гнетущая тишина стояла в зале, когда Фома— Бирюков тор жествовал победу и заставлял полковника произнести долгожданные слова: чтобы на звал Ростанев его, жалкого приживала, ге неральским титулом — «Ваше превосходи тельство»... Радости Фомы не было границ., Надру гавшись над убеждениями человека, он до стиг вершины счастья. - Едва сдерживая сладостную дрожь, он удалялся. А через ми нуту зритель видел Фому, напевающего легкомысленный мотивчик из оперетты, с бокальчиком вина в руке чуть ли не при танцовывающего. .Заключительная сцена, где окончательно изгнанный, буквально вышвырнутый из дома Фома, испугавшись грозы, почти на четве реньках вползал обратно и, наскоро сориен тировавшись, благословлял брак полковни ка с Настенькой, против которого так яро возражал до этого, принималась зрителями дружным смехом. Фома то и дело срывал ся со своего пророческого тона. Он устал, испуган, промок, и роль великого человека ему явно не удавалась на этот раз. Смелое, почти гротескное осмеяние угнетателя и ли цемера завершало эту яркую работу С. Би рюкова В спектакле было много музыки. В ней звучали лейтмотивы персонажей, отдельные музыкальные картинки (переполох, погоня и т. п.). Композитор П. Вальдгардт хорошо понял сатирическую направленность произ ведения Его музыка издевалась, а порой и сочувствовала, порой иронично улыбалась. Фоме, например, сопутствовал легкомыслен ный мотивчик Он предшествовал каждому его появлению. Достаточно было ему зазву чать, как находящиеся на сцене вздрагива ли: «Тише... идет Фома Фомич». Лейтмотив видоизменялся. В заключительной сцене позорного возвращения Фомы мелодия ста новилась язвительной, пародийной. В работе художника В. Шапорина очень удачными были первые три картины. Широ кий русский простор, уголок кузницы, опро кинутая карета. «Все могло бы быть хоро шо», — говорил пейзаж. Но на небо набега ли тучки. Они тревожили, предвещая грозу. В следующей картине мы оказывались в вы соченном двухсветном зале с синими сте нами. Неуютно здесь жить людям. А в окна мрачного дома заглядывало солнце, природа прекрасна. В картине «Катастрофа» обра щал на себя внимание стоящий возле крыль ца усадьбы голый раздвоенный ствол бере зы — и дерево-то увяло, соприкоснувшись с миром Опискиных. На небо надвигалась сплошная пелена. Солнце вот-вот закроют синие, бордовые облака. Быть грозе! Вместе с другими краснофакельскими спектаклями «Село Степанчиково» было по казано в Ленинграде во время гастролей 1957 года. Критик С. Цимбал выделил этот спектакль среди всего гастрольного репер туара: «В работе над спектаклем В. Редлих и художник В. Шапорин достигли успеха прежде всего потому, что опирались на Достоевского-реалиста, потому, что увидели в его «Записках неизвестного» неопровержи мую убийственную правду жизни, жизни, одновременно порождающей опискиных и уродуемой ими... Главное в спектакле — об рисовка среды, в которой расцветают шар латаны, подобные Опискину, изобличение жалкой и презренной потребности малень ких людишек непременно поклоняться при думанному ими кумиру и в кумире этом тщетно искать жизненную опору».1 Казалось бы, серьезный, принципиальный успех «Села Степанчикова» должен был убе дить краснофакельских режиссеров в пра вильности избранного однажды пути. Но все дело в том, что «Село Степанчиково» стало единственным спектаклем, получившим столь высокую оценку на гастролях. Вежливые хо зяева воздержались от критических замеча ний, похвалили и «Зыковых» («театр должен бережно хранить это умное произведение со ветского сценического искусства»)* 2, и «Дни Турбиных», и специально для гастролей вос становленную «Песнь о черноморцах». Обид но мало говорилось о «Гамлете». Отмечено было лишь «стремление театра сохранить в своем спектакле все оттенки шекспировского слова, особенно в работе Н. Михайлова, ко торый в целом несколько романтизировал датского принца в убеждении, что Гамлет — борец». Вскользь упомянул рецензент и «Светлую», и «Венецианских близнецов», 'С . Ц и м б а л . «Красный факел» в гостях у ленинградцев. «Ленинградская правда». 3 сен тября 1957 г. 2 М. Т р о я н с к и й . Горьковский спектакль* «Ленинградская правда». 22 июля 1957 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2