Сибирские огни № 09 - 1972
спектаклю, исполнитель находил чувство ме ры, и тогда во всей полноте предстала глав ная мысль постановщика — подчеркнуто рас крывался масштаб событий, мудрость и даль новидность замыслов вождя, его гений руко водителя и политика. Пламенная мечта Ле нина с Особой силой звучала в знаменитой беседе с Рыбаковым у стен Кремля. Зрите ли ощущали, что именно к ним, сегодняш ним наследникам идей и дел Ильича, обра щены эти слова. Они находили самый жи вой отклик в те дни, когда только что за кончил свою работу XX съезд партии, вос становивший ленинские нормы партийного руководства. Ту же идею укрупненности масштабов, перспективных линий в сегодняшний день раскрывал и образ Забелина в исполнении С. Бирюкова. «Такие люди, как Забелин,— говорил артист о своем герое,'— были и сре ди профессоров, врачей, юристов... Они не были предателями своей Родины, они оста лись в России и, поняв, может быть посте пенно, великие идеи Ленина, приходили че стно работать и создавать будущее своей страны»1. Как видим, для С. Бирюкова — Забелина, в отличие от Забелина — С. Ило вайского, даже не возникало вопроса — вме сте с Родиной или против нее. Акцент сде лан на раскрытии образа Забелина, как яв ления типического. Традиционность формы «Дней Турбиных» была последней попыткой «Красного факе ла» противостоять новым веяниям. Уже су ществовали охлопковские «Гроза» и «Гам лет», уже прошли в Новосибирске гастроли Московского театра сатиры, вызвав своей «Баней» и другими спектаклями условной формы недоумение, отнюдь не восхищение зрителей, уже шумели споры вокруг нова торской постановки Б. Равенских «Власти тьмы» в Малом театре, а «Красный факел» по-прежнему с гордостью утверждал незыб лемую идею «Сибирского МХАТа». В пери од работы над «Гамлетом» Н. Михайлов побывал в Москве и посмотрел спектакль в театре им. Маяковского. «Гамлет» Охлопко ва — это прежде всего яркое, эффектное зрелище»,— с оттенком неодобрения ото звался он о виденном. Михайлова можно было понять — он весь был в мыслях о сво ем принце датском, всякий другой противо речил его собственному видению. Но в работах В. Редлих нет-нет да и проскальзывали попытки включения в свои спектакли театральных условностей. «Бес приданница» (1954 г ) поставлена была на вращающемся кругу. Место действия выне сено из павильонов на простор волжских берегов, применялись световые эффекты — притемнение сцены, когда в луче прожекто ра оставалась только Лариса, поющая свой романс. Широко использовались повороты круга на глазах у зрителей, обыгрывание переходов из комнаты в комнату и на ве ранду и т. п. Но, конечно, это была еще очень малая уступка новым веяниям. Своеобразнейшим за всю краснофакель- скую историю спектаклем стало «Село Сте- панчиково и его обитатели» по повести Ф. М. Достоевского. Критик И. Соловьева назвала постановку боевым спектаклем «мхатовского» направления, утверждала, что в своем стремлении «оттачивать реализм до символа» В. Редлих показала себя принци пиальным сторонником идей Немировича- Данченко. «С этим художником ее роднит и умная неторопливость, с какой режиссер ведет нас к обобщению и выводам, не спеша сделать их непосредственно на сцене, и в музыкальной ясности формы спектакля, и в строгом отборе бытовых деталей, каждая из которых не только характерна, но и струк турно необходима»1 История создания «Села Степанчикова» настолько важна для понимания всего «пе риода Редлих», что я считаю уместным включить в рассказ мои собственные запис ки, сделанные в 1956 году по свежим сле дам. Я играл в спектакле роль Поля Об- носкина. ВСТРЕЧА С ДОСТОЕВСКИМ Наш театр впервые за свою 36-летнюю историю обратился к творчеству Достоев ского. Состоялись первые спектакли. Горя чие волны сочувствия к униженным и обез доленным, ненависть и презрение к изощрен ному угнетателю и ханже Опискину, ирони ческая усмешка по отношению к жалким прихлебателям и приживалкам, к людям, которые сами творят себе идол — к полков нику Ростаневу и генеральше,— всё это жи вые отклики зала, мы явственно ощущаем их. Значит, идея донесена правильно, и мы можем подвести первые итоги. К воплощению произведения Достоевско го вел трудный и во многом противоречи вый репетиционный процесс. Вся повесть насыщена динамикой, глубокими подводны ми течениями, то и дело прорывающимися наружу самыми неожиданными фонтанами, целыми взрывами страстей. Ни на один мо мент исполнители не могут успокоиться, по тому что поминутно повергаются в новые, чрезвычайные обстоятельства. Найти этот лихорадочный пульс пьесы, верно распреде лить силы с тем, чтобы главное не потонуло в массе второстепенных, но тоже очень яр ких вспышек,— в этом и состояла одна из основных трудностей в работе. Сквозной ли нией режиссер избрал — выявить протест маленьких людей, униженных и оскорблен ных, но сохранивших человеческое достоин ство. Значительность сценического события, как известно, воспринимается зрителем в зави симости от того, какое впечатление оно про изводит на персонажей. Отсюда одна из ' И . С о л о в ь е в а . Дорогу осилит идущий , «Театр», М., 1956, стр. 138,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2