Сибирские огни № 09 - 1972
ушел Э. Бейбутов. Его долго и безуспешно пытались заменить. Но это оказалось труд но: ни один из молодых режиссеров, дебю тировавших в театре, не смог стать воспри емником яркого, темпераментного и необы чайно работоспособного постановщика. В 1954 году умер В. Дени, потом С. Бело головый, Н. Северов, А. Аржанов, К. Гонча рова, в 1963 году Н. Коростынев. Коренные краснофакельцы, корифеи... По различным причинам почти одновременно покинули театр Е. Матвеев, В. Капустина, Н. Ники форова, на пенсию проводил коллектив Н. Вента и Н. Кудрявцева. В 1960 году го род оставили В. Редлих, С. Бирюков, С. Га- луза. Чуть позднее — М. Майкова, Е. Мо- киенко, В. Вяткин. В 1966 году состоялось последнее выступление на краснофакельской сцене замечательного дуэта — Е. Агароновой и Н. Михайлова. Уехал А. Глазырин... Только в хорошо слаженной хоккейной команде возможно без ущерба для игры на ходу производить смены составов. В театре все иначе. Сложнее, болезненнее. Лишь в се зоне 1957—58 годов в коллектив пришел ре жиссер, чей первый же спектакль был при нят с триумфом. После генеральной сдаточ ной репетиции «Венецианских близнецов» Константин Саввич Чернядев был удостоен высокой чести — дружных рукоплесканий краснофакельцев. Талантливые работы этого режиссера — «Лиса и виноград», «Яков Бо гомолов». «Третья, патетическая», «Мамаша Кураж», «Ради своих ближних» и «Чти отца своего...», «Повитель» — принесли К. Чернядеву широкое признание, вывели в число ведущих режиссеров «Красного фа кела». Пришли в коллектив новые актеры. Ярко заявили о себе Л. Лепорская и Г. Яшунский, А. Солоницын и А. Ильин. Окрепло выдаю щееся дарование Л. Морозкиной и И. Поля кова. Но что-то странное произошло с краснофакельским ансамблем. Где, когда, на каком этапе просмотрели руководители театра необходимость подготовки крепкой, надежной смены? Почему последние красно- факельские работы В. Редлих, выполнен ные в добротной «мхатовской» манере, не имели успеха? Почему после восьмилетней работы вынужден был отойти от художе ственного руководства К. Чернядев, не сумевший до конца понять и выявить но- Еые тенденции развития театра? В 1967 году главным режиссером «Крас ного факела» был приглашен В. Л. Климов- ский, большой поклонник! Вс. Мейерхольда и настоящий знаток условного театра. Вместе с режиссером А. Сагальчиком, его другом и единомышленником, они показали новосибирцам свои программные спектакли «Бег», «Как закалялась сталь» и «Борис Годунов». Но ни город, ни коллектив не приняли их направления. Слишком прозрач ные или наоборот слишком заумные, но неизбежно умозрительные аллегории, рацио налистические схемы взамен правды жизни были слишком далеки от традиций, которы ми жил до сих пор театр. Дело закончилось полнейшим разладом, и оба режиссера, не закончив второго сезона, вынуждены были уйти из театра. Непродолжительное время, с 1969 по 1970 год, обязанности главного режиссера исполнял питомец Школы-студии им. Неми ровича-Данченко при МХАТе А. Малышев. Его попытка вернуть театр в лоно мхатов ского направления не имела успеха. Спек такли «Не заплачу» Э. де Филиппо, «Вызов богам» А. Делендика, «Звонок в пустую квартиру» Д. Угрюмова прошли неярко, не заметно. Вершиной творчества А. Малышева стала трагедийная «В ночь лунного затме ния» М. Карима. Но и этот спектакль не со держал в себе каких-либо новаций. Недо статок знаний, отсутствие четкой программы не позволили Малышеву остаться во главе коллектива. Он сделал правильный вывод, отправившись на учебу на Высшие режис серские курсы. Причины осложнений творческого разви тия «Красного факела» найти нелегко. Мож но установить взаимосвязь между успехами театра в первой половине 50-х годов и дея тельностью директора А. С. Николаева. Действительно, этот необычайно энергичный человек, сохранивший и на старости лет комсомольский задор 30-х годов, сделал многое, чтобы создать наилучшие условия творческой работы. Он очень осторожен был в личных оценках явлений искусства, пред почитая суммировать мнение специалистов и художественного совета. Всемерно обере гая авторитет руководителей, Николаев ни когда не высказывался публично по прин ципиальным вопросам прежде, чем согласо вывал свое мнение с художественным руко водством и партийной организацией. Этим самым он всегда обеспечивал себе заранее мощную поддержку, избегая ненужных дис куссий. Все делал директор, чтобы окружить труд актеров ореолом славы и почета, про являл редкостную заботу об улучшении их быта. В трудные времена квартирного кризиса он добился постройки пускай не большого и не до конца благоустроенного, но собственного краснофакельского дома. Впервые за долгие годы провел капиталь ный ремонт театра, добившись через проект ные организации таких новинок, как меха низированные фурки, вращающийся круг и т. д. Приезд театра в сельский клуб усилия ми А. Николаева непременно превращался в политическое мероприятие, в настоящий праздник на селе. Гастрольные поездки по области заканчивались трогательными встре чами, речами, грамотами. Особенно широко развернулись органи заторские таланты А. Николаева во врем-я московских гастролей 1953 года. На спек таклях «Красного факела» часто бывали члены правительства, артисты и режиссеры ведущих театров столицы. В заключение гастролей восемь артистов были удостоены почетных званий, несколько человек были награждены орденами и медалями. Конечно, деятельность А. Николаева во* многом способствовала росту театра. Но не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2