Сибирские огни № 09 - 1972

ушел Э. Бейбутов. Его долго и безуспешно пытались заменить. Но это оказалось труд­ но: ни один из молодых режиссеров, дебю­ тировавших в театре, не смог стать воспри­ емником яркого, темпераментного и необы­ чайно работоспособного постановщика. В 1954 году умер В. Дени, потом С. Бело­ головый, Н. Северов, А. Аржанов, К. Гонча­ рова, в 1963 году Н. Коростынев. Коренные краснофакельцы, корифеи... По различным причинам почти одновременно покинули театр Е. Матвеев, В. Капустина, Н. Ники­ форова, на пенсию проводил коллектив Н. Вента и Н. Кудрявцева. В 1960 году го­ род оставили В. Редлих, С. Бирюков, С. Га- луза. Чуть позднее — М. Майкова, Е. Мо- киенко, В. Вяткин. В 1966 году состоялось последнее выступление на краснофакельской сцене замечательного дуэта — Е. Агароновой и Н. Михайлова. Уехал А. Глазырин... Только в хорошо слаженной хоккейной команде возможно без ущерба для игры на ходу производить смены составов. В театре все иначе. Сложнее, болезненнее. Лишь в се­ зоне 1957—58 годов в коллектив пришел ре­ жиссер, чей первый же спектакль был при­ нят с триумфом. После генеральной сдаточ­ ной репетиции «Венецианских близнецов» Константин Саввич Чернядев был удостоен высокой чести — дружных рукоплесканий краснофакельцев. Талантливые работы этого режиссера — «Лиса и виноград», «Яков Бо­ гомолов». «Третья, патетическая», «Мамаша Кураж», «Ради своих ближних» и «Чти отца своего...», «Повитель» — принесли К. Чернядеву широкое признание, вывели в число ведущих режиссеров «Красного фа­ кела». Пришли в коллектив новые актеры. Ярко заявили о себе Л. Лепорская и Г. Яшунский, А. Солоницын и А. Ильин. Окрепло выдаю­ щееся дарование Л. Морозкиной и И. Поля­ кова. Но что-то странное произошло с краснофакельским ансамблем. Где, когда, на каком этапе просмотрели руководители театра необходимость подготовки крепкой, надежной смены? Почему последние красно- факельские работы В. Редлих, выполнен­ ные в добротной «мхатовской» манере, не имели успеха? Почему после восьмилетней работы вынужден был отойти от художе­ ственного руководства К. Чернядев, не сумевший до конца понять и выявить но- Еые тенденции развития театра? В 1967 году главным режиссером «Крас­ ного факела» был приглашен В. Л. Климов- ский, большой поклонник! Вс. Мейерхольда и настоящий знаток условного театра. Вместе с режиссером А. Сагальчиком, его другом и единомышленником, они показали новосибирцам свои программные спектакли «Бег», «Как закалялась сталь» и «Борис Годунов». Но ни город, ни коллектив не приняли их направления. Слишком прозрач­ ные или наоборот слишком заумные, но неизбежно умозрительные аллегории, рацио­ налистические схемы взамен правды жизни были слишком далеки от традиций, которы­ ми жил до сих пор театр. Дело закончилось полнейшим разладом, и оба режиссера, не закончив второго сезона, вынуждены были уйти из театра. Непродолжительное время, с 1969 по 1970 год, обязанности главного режиссера исполнял питомец Школы-студии им. Неми­ ровича-Данченко при МХАТе А. Малышев. Его попытка вернуть театр в лоно мхатов­ ского направления не имела успеха. Спек­ такли «Не заплачу» Э. де Филиппо, «Вызов богам» А. Делендика, «Звонок в пустую квартиру» Д. Угрюмова прошли неярко, не­ заметно. Вершиной творчества А. Малышева стала трагедийная «В ночь лунного затме­ ния» М. Карима. Но и этот спектакль не со­ держал в себе каких-либо новаций. Недо­ статок знаний, отсутствие четкой программы не позволили Малышеву остаться во главе коллектива. Он сделал правильный вывод, отправившись на учебу на Высшие режис­ серские курсы. Причины осложнений творческого разви­ тия «Красного факела» найти нелегко. Мож­ но установить взаимосвязь между успехами театра в первой половине 50-х годов и дея­ тельностью директора А. С. Николаева. Действительно, этот необычайно энергичный человек, сохранивший и на старости лет комсомольский задор 30-х годов, сделал многое, чтобы создать наилучшие условия творческой работы. Он очень осторожен был в личных оценках явлений искусства, пред­ почитая суммировать мнение специалистов и художественного совета. Всемерно обере­ гая авторитет руководителей, Николаев ни­ когда не высказывался публично по прин­ ципиальным вопросам прежде, чем согласо­ вывал свое мнение с художественным руко­ водством и партийной организацией. Этим самым он всегда обеспечивал себе заранее мощную поддержку, избегая ненужных дис­ куссий. Все делал директор, чтобы окружить труд актеров ореолом славы и почета, про­ являл редкостную заботу об улучшении их быта. В трудные времена квартирного кризиса он добился постройки пускай не­ большого и не до конца благоустроенного, но собственного краснофакельского дома. Впервые за долгие годы провел капиталь­ ный ремонт театра, добившись через проект­ ные организации таких новинок, как меха­ низированные фурки, вращающийся круг и т. д. Приезд театра в сельский клуб усилия­ ми А. Николаева непременно превращался в политическое мероприятие, в настоящий праздник на селе. Гастрольные поездки по области заканчивались трогательными встре­ чами, речами, грамотами. Особенно широко развернулись органи­ заторские таланты А. Николаева во врем-я московских гастролей 1953 года. На спек­ таклях «Красного факела» часто бывали члены правительства, артисты и режиссеры ведущих театров столицы. В заключение гастролей восемь артистов были удостоены почетных званий, несколько человек были награждены орденами и медалями. Конечно, деятельность А. Николаева во* многом способствовала росту театра. Но не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2