Сибирские огни № 09 - 1972

никнуть яркие спектакли. Без скрупулезной подготовительной работы, без учебных мо­ лодежных спектаклей «Наш общий друг» Ч. Диккенса, «Три солдата» Ю. Егорова и Г. Победоносцева, без «Двадцатилетия» Е. Рогозинской-Николаенко, «Двух капита­ нов» В. Каверина и многих других спектак­ лей, гд! обосновывались теория, практика работы актера над ролью, без традиций, заложенных всей историей «Красного факе­ ла», невозможны были бы никакие успехи. Кстати, дальнейший путь Э. Бейбутова пос­ ле ухода из «Красного факела» показал, что встречи режиссера ярко выраженного постановочного плана с коллективами, не имевшими столь глубокой подготовки, не всегда приводили к удачам. Таким образом, мы вправе говорить не о ломке традиций, будто бы происшедшей в результате обращения к темам современ­ ности, но скорее о значительном качествен­ ном росте, происшедшем в результате дли­ тельной подготовительной работы. Только на этой серьезной базе стал возможным тот самый крупнейший успех за всю полувеко­ вую историю «Красного факела», какой театр имел во время московских гастролей в 1953 году. Именно тогда за театром за­ крепилось название «Сибирский МХАТ», именно тогда спектакли В. Редлих «Чайка» и «Зыковы», спектакль В. Редлих и Э. Бей­ бутова «Кряжевы» надолго стали предметом всестороннего изучения, вошли в хрестома­ тии, учебники, сборники. Успех краснофакельских гастролей 1953 года— это успех ансамбля художни­ ков, говорящих на едином творческом языке. Но велико отличие этих гастролей от другого знаменательного в истории театра события — давних гастролей юного «Факе­ ла» в тогдашней столице Украины Харькове, Тогда тоже был успех. Но в том триумфе единственно решающую роль сыграл ан­ самбль. Почти некого было выделить из числа молодых артистов с неокрепшей тех­ никой. Иное дело теперь. Перед столичными зрителями предстал коллектив, где что ни артист, то личность, яркая индивидуаль­ ность со своим воззрением на жизнь, на ис­ кусство. В небольшой роли Акулины Ивановны в «Мещанах» выступала Т. Ломоносова. Но это был значительный образ. Перед зрите­ лем была актриса с вполне определенной склонностью к сочным бытовым краскам. С. Бирюков в роли Дорна («Чайка») — о нем можно много и подробно рассказывать, за его плечами угадывалась биография, ми­ ровоззрение. А С. Галуза в роли Треплева или Петра Гладышева («Кряжевы») — и это свой неповторимый мир, богатый внутренни­ ми переходами. Недаром так высоко оценил Треплева-— Галузу присутствовавший на спектакле «Чайка» народный артист СССР И. Козловский. С исключительным успехом выступала В. Капустина. Ее Нина Заречная в «Чайке», Надежда в «Кряжевых» и Павла в «Зыковых» поразили разнообразием и щедростью красок. Аржанов — Михей Кря­ жев, он же в роли Перчихина, Н. Михай­ лов— Зыков и Тригорин, Е. Агаронова—- Аркадина, К. Гончарова в роли Кряжевой и Софьи в «Зыковых»... Всех не перечислить. Успех и залог дальнейшего развития «Крас­ ного факела» крылся в богатых творческих индивидуальностях мастеров сцены, объеди­ ненных общностью задач под руководством общепризнанного выдающегося режиссера и педагога В. Редлих. Так пусть же теперь история «Красного факела», разбившись на отдельные состав­ ляющие, продолжит свой бег в рассказах о творческих судьбах корифеев театра, сли­ ваясь в нашем сознании в единый поток, где всё — идейно-художественные позиции, оп­ ределяющие воздействие времени, запросов зрителей, метод театра, состав труппы — предстает в качестве важнейших причин развития и роста... КОНЕЦ «МХАТОВСКОГО» ПЕРИОДА Шумный успех краснофакельских гастро­ лей в Москве в 1953 году, появившееся чув­ ство удовлетворенности достигнутым таили в себе для театра серьезную опасность. Так, путник, взошедший на перевал, испытывает желание перевести дух, отдохнуть, не спеша оглядеться вокруг. А останавливаться-то как раз и нельзя. Время торопило, не давало краснофакельцам права на отдых. В общественной жизни страны наступил период остро критического переосмыслива- ния действительности. Возникли к такие процессы, как преодоление волюнтарист­ ских тенденций в экономике, политике и культурном строительстве. Партийный съезд принял новую программу, вошедшую в ис­ торию как программа строительства комму­ низма. На новую ступень развития поднима­ лись все сферы деятельности страны. Неизмеримо возрос международный автори­ тет Советского Союза, значительно расшири­ лась и утвердилась мировая социалистиче­ ская система. В советском театре возникли и стали развиваться тенденции к глубокому фило­ софскому освещению жизни, новое обосно­ вание получила идея личной ответственно­ сти человека современности за все происхо­ дящее. Театр стремился непосредственно, немедленно откликаться на события дня, активно вмешиваться в жизнь. Как не хватало в эти. годы «Красному факелу» единства, духа боевитости, внутрен­ него чувства неуспокоенности, творческого азарта! Нельзя сказать, что театр отставал от жизни, что он совершал репертуарные ошибки, нет. Все лучшее, что появлялось в современной драматургии и театральной практике, так или иначе находило свое от­ ражение в деятельности «Красного факела». Но ощущение затрудненности, замедленно­ сти его развития все же присутствовало. В период с 1953 года по 1970 годы на театр обрушились все сложности смены по­ колений. Тотчас по возвращении из Москвы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2