Сибирские огни № 09 - 1972
никнуть яркие спектакли. Без скрупулезной подготовительной работы, без учебных мо лодежных спектаклей «Наш общий друг» Ч. Диккенса, «Три солдата» Ю. Егорова и Г. Победоносцева, без «Двадцатилетия» Е. Рогозинской-Николаенко, «Двух капита нов» В. Каверина и многих других спектак лей, гд! обосновывались теория, практика работы актера над ролью, без традиций, заложенных всей историей «Красного факе ла», невозможны были бы никакие успехи. Кстати, дальнейший путь Э. Бейбутова пос ле ухода из «Красного факела» показал, что встречи режиссера ярко выраженного постановочного плана с коллективами, не имевшими столь глубокой подготовки, не всегда приводили к удачам. Таким образом, мы вправе говорить не о ломке традиций, будто бы происшедшей в результате обращения к темам современ ности, но скорее о значительном качествен ном росте, происшедшем в результате дли тельной подготовительной работы. Только на этой серьезной базе стал возможным тот самый крупнейший успех за всю полувеко вую историю «Красного факела», какой театр имел во время московских гастролей в 1953 году. Именно тогда за театром за крепилось название «Сибирский МХАТ», именно тогда спектакли В. Редлих «Чайка» и «Зыковы», спектакль В. Редлих и Э. Бей бутова «Кряжевы» надолго стали предметом всестороннего изучения, вошли в хрестома тии, учебники, сборники. Успех краснофакельских гастролей 1953 года— это успех ансамбля художни ков, говорящих на едином творческом языке. Но велико отличие этих гастролей от другого знаменательного в истории театра события — давних гастролей юного «Факе ла» в тогдашней столице Украины Харькове, Тогда тоже был успех. Но в том триумфе единственно решающую роль сыграл ан самбль. Почти некого было выделить из числа молодых артистов с неокрепшей тех никой. Иное дело теперь. Перед столичными зрителями предстал коллектив, где что ни артист, то личность, яркая индивидуаль ность со своим воззрением на жизнь, на ис кусство. В небольшой роли Акулины Ивановны в «Мещанах» выступала Т. Ломоносова. Но это был значительный образ. Перед зрите лем была актриса с вполне определенной склонностью к сочным бытовым краскам. С. Бирюков в роли Дорна («Чайка») — о нем можно много и подробно рассказывать, за его плечами угадывалась биография, ми ровоззрение. А С. Галуза в роли Треплева или Петра Гладышева («Кряжевы») — и это свой неповторимый мир, богатый внутренни ми переходами. Недаром так высоко оценил Треплева-— Галузу присутствовавший на спектакле «Чайка» народный артист СССР И. Козловский. С исключительным успехом выступала В. Капустина. Ее Нина Заречная в «Чайке», Надежда в «Кряжевых» и Павла в «Зыковых» поразили разнообразием и щедростью красок. Аржанов — Михей Кря жев, он же в роли Перчихина, Н. Михай лов— Зыков и Тригорин, Е. Агаронова—- Аркадина, К. Гончарова в роли Кряжевой и Софьи в «Зыковых»... Всех не перечислить. Успех и залог дальнейшего развития «Крас ного факела» крылся в богатых творческих индивидуальностях мастеров сцены, объеди ненных общностью задач под руководством общепризнанного выдающегося режиссера и педагога В. Редлих. Так пусть же теперь история «Красного факела», разбившись на отдельные состав ляющие, продолжит свой бег в рассказах о творческих судьбах корифеев театра, сли ваясь в нашем сознании в единый поток, где всё — идейно-художественные позиции, оп ределяющие воздействие времени, запросов зрителей, метод театра, состав труппы — предстает в качестве важнейших причин развития и роста... КОНЕЦ «МХАТОВСКОГО» ПЕРИОДА Шумный успех краснофакельских гастро лей в Москве в 1953 году, появившееся чув ство удовлетворенности достигнутым таили в себе для театра серьезную опасность. Так, путник, взошедший на перевал, испытывает желание перевести дух, отдохнуть, не спеша оглядеться вокруг. А останавливаться-то как раз и нельзя. Время торопило, не давало краснофакельцам права на отдых. В общественной жизни страны наступил период остро критического переосмыслива- ния действительности. Возникли к такие процессы, как преодоление волюнтарист ских тенденций в экономике, политике и культурном строительстве. Партийный съезд принял новую программу, вошедшую в ис торию как программа строительства комму низма. На новую ступень развития поднима лись все сферы деятельности страны. Неизмеримо возрос международный автори тет Советского Союза, значительно расшири лась и утвердилась мировая социалистиче ская система. В советском театре возникли и стали развиваться тенденции к глубокому фило софскому освещению жизни, новое обосно вание получила идея личной ответственно сти человека современности за все происхо дящее. Театр стремился непосредственно, немедленно откликаться на события дня, активно вмешиваться в жизнь. Как не хватало в эти. годы «Красному факелу» единства, духа боевитости, внутрен него чувства неуспокоенности, творческого азарта! Нельзя сказать, что театр отставал от жизни, что он совершал репертуарные ошибки, нет. Все лучшее, что появлялось в современной драматургии и театральной практике, так или иначе находило свое от ражение в деятельности «Красного факела». Но ощущение затрудненности, замедленно сти его развития все же присутствовало. В период с 1953 года по 1970 годы на театр обрушились все сложности смены по колений. Тотчас по возвращении из Москвы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2