Сибирские огни № 09 - 1972
к Марине, двойственном отношении к Гет манову. Отвергать живые индивидуальные черты характера героя («он часто кажется ушедшим в себя») и ратовать лишь за «от крытый темперамент», право же, критик имел мало оснований! Положительно расценив работу В. Ред- лих с автором пьесы и постановочным кол- лективом над «Двадцатилетием» Е. Рогозин- ской-Николаенко, Л. Жукова все свои симпатии отдавала спектаклям режиссера Э. Бейбутова. Действительно, и «Констан тин Заслонов», и «Счастье» прозвучали ярко, темпераментно, раскрывали героиче ские страницы недавней истории страны. П. Бахтин в роли народного мстителя Зас- лонова взял творческий реванш за малоин тересное исполнение роли Максимова. В роли были незабываемые моменты. Вот, вынужденный скрываться под маской фа шистского прислужника, Заслонов — Бахтин присутствует при допросе молодого рабоче го Аксанича (Е. Матвеев). Ни в позе, ни в лице ничто не выдает волнения Заслонова. Но чего стоит ему допрос и смерть Аксани ча, зритель узнавал спустя несколько минут: «Аксанич, мальчик мой!» — едва сдерживая рыдания, произносил артист. С гневом, болью и яростью вырывалось: «Дорого за платите вы мне за эту смерть». Такие мину ты высокого драматического подъема не могли не волновать. А какими яркими красками расцвечены были роли Воропаева (Н. Михайлов) и Вар вары Огарновой (К. Гончарова) в «Счастье» П. Павленко! Вот живая зарисовка зри тельницы спектакля Анны Герман: «Поднял ся занавес. Открылась пустынная набереж ная. Уныло прогудел где-то пароход. Показалась группа переселенцев — людей, только что перенесших страшную войну. Не ласково встретил их выжженный, разрушен ный фашистскими оккупантами Крым. На море— шторм. На суше — холодный, про низывающий ветер. Появилась нагруженная узлами, чемоданами, крупная, статная, в мужских сапогах Варвара Огарнова. За нею следовал, придерживая здоровой рукой домашний скарб, муж — Виктор Огарнов. Он устал, изнемог. — Отдохни, Виктор,— обращается к не му Варвара. И с первых этих слов, повто ряющихся затем в спектакле несколько раз, как рефрен, внимание зрителей было неот рывно приковано к тому, что делала, гово рила, как помогала заботливо снять чемо дан с плеч своего «квелого» после ранения мужа Варвара Огарнова — Гончарова. Огарнова негодовала на дурную погоду прославленного юга, хозяйственно пересчи тывала свои пожитки, спорила с мужем. Потом взвалила на себя все имущество, и то, что несла сама, и то, под которым изне мог смущенно улыбающийся муж, и отпра вилась дальше, е поисках приюта, с тем, чтобы вскоре стать «хозяйкой крымской ло зы», лучшей стахановкой совхоза. Достоинство и находчивость советской колхозницы, ее жизнелюбие, человечность, различнейшие оттенки человеческого харак тера, цельного, смелого, волевого, были раскрыты актрисой в этой, сравнительно не большой по тексту, роли».1 И здесь, и в дальнейшем Э. Бейбутов не раз добивался значительных успехов. Ему удавались комедийные спектакли, несколько сезонов подряд шли «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова. «Шелковое сюзане» А. Ках- хара. Удачами стали романтические «Вей, ветерок!» Я. Райниса и «Песнь о черномор цах» Б Лавренрва. Вершиной его краснофа- кельских успехов можно назвать постановку «Мещан» с Бессеменовым — Н. Северовым, Нилом — Е. Матвеевым, Перчихиным — А. Аржановым, Тетеревым — П. Бахтиным, Петром — С. Галузой, Татьяной — Е. Агаро- новой. Еленой — В. Капустиной. Ансамбль краснофакельских корифеев создал под ру ководством темпераментного режиссера спектакль необычайной глубины, яркости и цельности. В нем были злые вспышки ссор, когда озверевшие, вцепившись в скатерть с двух сторон, рвали ее каждый к себе Бес- семеиов и Петр, были муки любви, когда полными слез глазами смотрела 1атьяна на Нила, были минуты озорного веселья, когда собиралась в доме Бессеменова молодежная компания, когда азартно отчитывал Нил тех, кто «слоняется около жизни», были минуты страстных споров, за которыми напряженно следил зал а. услышав неопро вержимый аргумент: «Хозяин тот, кто тру дится», аплодисментами выражал свое со гласие. Спектакль взлетал до вершин оже сточения, потому что конфликтом его была отнюдь не семейная драма, но классовая непримиримость лагеря Нила и лагеря бес- семеновых. Под финал, когда Нил и Полина покидали дом, порывая с миром мещанства, происходил редкий в истории постановки «Мещан» случай — зал разражался руко плесканиями. Спектакль шел в острых чере дованиях ритмов. Печальные звуки шарман ки, вырвавшийся вздох, спокойное течение жизни и вдруг— на фоне распахнутой две ри, в озарении солнечного света — фигура машиниста с паровозным сундучком в руке, в фуражке, лихо сдвинутой на затылок. Мрачно-добродушные речи Тетерева сменя ли ласково-воркующие интонации птичника Перчихина. Когда А. Аржанов рассказывал про птиц, казалось, в зрительном зале веет хвоей, чистыми ароматами леса. Спектакль был построен как музыкальное произведе ние. весь напружинен, нацелен на неприми римый бой с мещанством. Э. Бейбутов оставил в истории «Красно го факела» яркий след. Его темперамент, красочное видение спектакля по достоинст ву ценили зрители. Но ошибалась Л. Жу кова. когда противопоставляла работы Бей бутова предыдущей деятельности театра. Только на базе длительной работы по вос питанию актера-творца, реалиста по самой своей глубинной сути, могли «вдруг» воз- Сибирские огни № 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2