Сибирские огни № 09 - 1972
ская и постановщик спектакля Редлих раз работали виртуозно. Благородной американ ской жеящине-матери органически чужды ложь и насилие, подлость и жестокость, ко торые насаждались гитлеровскими молодчи ками. Именно оттого, что в мире стало бес покойно, теряла покой и Фанни Ферелли и ее семья. Как сверкали огромные черные глаза актрисы, какими сильными нотами пе реливался ее могучий голос, когда Фанни становилась свидетельницей человеческой подлости. И как удивительно сочетались эти яркие краски с мягкой иронией по отно шению к своей героине, которой наделяла образ эта поистине неугасимая актриса. Но менее благополучно складывался в «Красном факеле» современный советский репертуар. Из числа пьес советских совре менных авторов — «Раскинулось море широ ко», «Так и будет» и «Сотворение мира», шедших в театре к моменту выхода Поста новления, только «Сотворение мира» можно было назвать значительным спектаклем, от вечающим требованиям времени. Режиссер Д . Крамской, А. Легран, испол нитель роли инженера Глаголина, и К. Гон чарова в роли его жены Надежды Алек сеевны сумели передать трагедийное содер жание центрального конфликта пьесы. В спектакле на первом плане оказалась те ма доверия, веры в моральную шстоту и стойкость советского человека, попадающего в сложные обстоятельства жизни (Надежда Алексеевна долгое время находилась на территории, оккупированной гитлеровцами). Эта тема, впервые прозвучавшая с красно- факельской сцены, вскоре найдет свое даль нейшее развитие в спектаклях «Константин Заслонов» А. Мовзона, «Барабанщица» А. Салынского, «Светлая» В. Лаврентьева. Первый послевоенный сезон «Красный факел» начал под художественным руковод ством П. Цетнеровича, но семейные обстоя тельства заставили его вскоре покинуть Но восибирск. В обстановке некоторого спада творческой активности театра к руководству приходит В. Редлих. Отныне и на 8 лет впе ред руководящую группу вместе с ней будут составлять режиссеры В. Дени, Н. Михай лов и Э. Бейбутов, сменивший в сезоне 1947—48 гг. Д. Крамского. В этом составе режиссура «Красного факела» берется за систематическую учебно-тренировочную ра боту с артистами всех поколений, за освое ние творческого наследия Станиславского и Немировича-Данченко. Ведутся споры о «методе физических действий», об «этюдном методе». Театр твердо и последовательно ориентируется на искусство жизненной правды, на МХАТ, но стремится выработать свой метод, наиболее применимый в усло виях периферийного театра. Стремясь выправить положение с совре менным советским репертуаром, «Красный факел» почти одновременно начинает работу сразу над четырьмя пьесами: «Глубокая разведка» А. Крона, «За тех, кто в море!» Б. Лавренева (режиссер В. Редлих), «Обык новенный человек» Л. Леонова (постанов щики В. Редлих и Д. Крамской), «Русский вопрос» К- Симонова (режиссер Н. Михай лов). Вся труппа, все лучшие краснофа- кельские силы включаются в работу. Как будто и не было позади тяжелых военных лет, усталости, надоедания. Собравшаяся через восемь месяцев пер вая после войны зрительская конференция отметила быстрый и правильный поворот те атра к темам современности, большие твор ческие возможности коллектива. «Близко и кровно связана жизнь «Красного факела» с жизнью Новосибирска»,— говорил один из выступавших1. Театр знал своего зрителя. Среди самых давних традиций была постоянная преиму щественная ориентация на рабочих, на их духовные запросы. Поэтому идейность, по литическая зрелость в постановке жизнен ных проблем давались театру не вымучен но, но вытекали из самой сути задач, ко торые ставил перед собой коллектив. Зрителей захватывала борьба, развер нувшаяся в небольшом коллективе развед чиков нефти на крохотном участке земли («Глубокая разведка»). Проблема сочетания личных интересов и интересов государства,, счастья отдельного человека и общества з целом решалась как страстный спор миро ощущений. Неизменными аплодисментами откликался зал на монолог Майорова — Н. Михайлова, когда говорил он о городе, который строители создадут на месте «Мертвой земли». Символически звучали эти слова большевика-руководителя, человека дерзновенной, но и вполне реальной мечты. Все симпатии зрителей были на стороне эн- тузиаста-геолога Мориса (Ф. Евдокимов), старого бурового мастера Андреянова (А. Аржанов). «Опускается занавес... Жизнь многообразная, кипучая, жизнь-борьба про шла перед нами. И зритель разделяет ра дость победы коллектива, преодолевшего все трудности, нашедшего нефть, выполнившего задание Родины»,— читаем среди откликов на спектакль1 2. В «Глубокой разведке» В. Редлих поэтически осмысливала созида тельный труд советских людей, поэтому и звучал спектакль как нельзя более совре менно в годы решительной перестройки промышленности Сибири. В центре спектакля «За тех, кто в мо ре!» — столкновение двух офицеров: Макси мова, за которым стоит весь коллектив ди визиона, и Боровского, самовлюбленного карьериста. Непримиримо осуждал театр честолюбца, жаждущего прославиться во что бы то ни стало. Человеком, до самозаб вения убежденным в своем праве на лич ную славу, добытую любой ценой, рисовали Боровского Н. Михайлов и В. Лиотвейзен. Спектакль разоблачал ложность позиции противопоставления личности коллективу. 1 Конференция зрителей театра «Красный фа кел». Советская Сибирь», 18 апреля 1947 г. 2 Полковник М. Ф а к т о р , майор К. Б е л* к ин. Спектакль больших чувств и мыслей, «Со ветская Сибирь», 1 декабря 1946 г*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2