Сибирские огни № 09 - 1972
высокого интеллекта, прекрасно передавал гражданственный пафос, нарастание кон фликта с обществом Фамусовых. Лирическая линия нарочито была приглушена. Живость, непосредственность и несколь ко неожиданную влюбленность в Чацкого несла в ^воей Лизе В. Капустина. Психо логически усложненный образ Софьи созда ла Е. Агаронова, подчеркнув и лукавство, кажущееся подчас невинным, и ум, и кол кость, и силу глубокого чувства. По-старче ски опустившимся, облинявшим, бестолково деятельным представал Фамусов — Кириков. Молодым Тартюфом, непроницаемо убежден ным подлецом показывал Молчалина В. Ли- отвейзен1. Пронизанная идеей патриотизма, коме дия Грибоедова имела у зрителей большой успех. Истинное наслаждение доставляла звучная поэтическая речь, которой в совер шенстве владели многие исполнители. Еще больший успех выпал на долю дру гого спектакля П. Цетнеровича — «Хозяйка гостиницы». Главной прелестью исполнения Е. Агароновой центральной роли Мирандо- лины было создание обаятельной в своей независимости человеческой личности. От нюдь не прихоти кокетства заставляли Ми- рандолину — Агаронову добиваться все но вых и новых побед. Ёй необходимо было новое доказательство силы женского ума и красоты* 2. Постановка Цетнеровичем «Ивана Гроз ного», как мы уже отмечали, несла в себе пороки драматургической основы. Тем не ме нее зрительский успех она имела. В конце 25-го краснофакельского сезона общественность города торжественно отме тила юбилей театра. Было сказано много теплых слов, «Советская Сибирь» посвятила «Красному факелу» передовую статью и подборку во всю третью полосу. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1945 г. звание заслуженных арти стов присвоено было: Е. Агароновой, К. Гон чаровой, М. Кирикову, Н. Михайлову, В. Редлих, М. Халатовой и П. Цетнеровичу. Подводились итоги деятельности театра в Сибири за годы пятилеток, за годы только что окончившейся Великой Отечественной войны. «Коллектив театра был в первых ря дах советской интеллигенции в период бур ного строительства социалистической Сиби ри. В тяжелые годы Великой Отечественной войны он подчинил свое творчество делу на шей победы над врагом»,— резюмировала газета3. В СПЛОШНОЙ ЛИХОРАДКЕ БУДЕН Настали новые времена. Если для за падной части страны наступил период вос становления разрушенного, залечивания ‘ И. Ш н е й д е р м а н . «Горе от ума» на сцене «Красного факела». «Советская Сибирь», 8 ноября 1944 г. 2 П. К в и т и н е к и й . «Хозяйка гостиницы». «Советская Сибирь», 13 июля 1945 г. 3 Любимый театр сибиряков, «Советская Си бирь», 15 июля 1945 г. ран, то для Сибири задачи вырисовывались в ином плане. За годы войны здесь скопи лось множество эвакуированных предприя тий, выросли новые заводы, в 3—4 раза увеличился промышленный потенциал сибир ских городов. Теперь, когда хлынул поток реэвакуации, перед Новосибирском, как и перед другими промышленными гигантами Сибири, вставала проблема перестройки всей промышленности на мирный лад, замены спе циалистов, возвращавшихся к родным ме стам. Дел хватало всем. Горячая пора не схлынула ни на западе, ни на востоке страны. Перед лицом новых задач партия при водила в боевую готовность все подразде ления. Именно в это время появляется важ ный партийный документ — Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О ре пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Красной линией проходило в кем требование к театрам — повернуться лицом к темам современности, к сегодняшне му дню советских людей. Внимательно вчитывались краснофакель- цы в строки Постановления^ критическим взглядом окидывали свой репертуар. Театр не мог упрекнуть себя в засилии безыдейных пьес, в воспевании ханов, вельмож н царей, в чем упрекались многие театральные кол лективы. Правда, в число порочных попал было веселый водевиль «Факир на час», шед ший в «Красном факеле». Но это скорее по недоразумению, под горячую руку. Не увле кался театр и легковесной западной драма тургией, хотя пьесы современных американ ских писателей шли на его сцене.ООднако это были произведения прогрессивных дра матургов и никакого отношения к тем пошлым и низкопробным пьесам, о которых шла речь, не имели. В сезоне 1945—46 годов новосибирцы увидели «Золотого мальчика» К. Одетса и пьесу Лилиан Хелман «Семья Ферелли те ряет покой». Первая рассказывала о гибель ности буржуазных правопорядков, где все человеческие отношения заменены отноше ниями купли-продажи. Вторая — о том, как идеи демократии, антифашистских устремле ний находили путь к передовым кругам пред военной Америки. В роли талантливого скрипача Джо, который вынужден был стать профессиональным боксером, «золотым-маль чиком» для предпринимателей, с большим успехом выступали В. Макаров и С. Галуза. История возвышения и гибели этого само родка из народа глубоко трогала, вызывала чувство гнева к законам общества, основан ного на культе доллара1. Роль Фанни Ферелли, 63-летней амери канки («Семья Ферелли теряет покой») ста ла лучшей в краонофакельском репертуаре Э. Л. Шкловской, известной актрисы, учени цы Станиславского и Мейерхольда, много лет дублировавшей роли В. Ф. Комиссар- жевокой в ее театре. Роль Фанни Шилов- 1 Ю. Ша р о в . «Золотой мальчик», «Совет ская Сибирь», 24 апреля 1946 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2