Сибирские огни № 09 - 1972

мители встали на ночную вахту: дождав­ шись окончания спектакля, расстилали на сцене холсты и ночи напролет писали де­ корации1. Большую творческую радость доставляло общение с приезжими режиссерами. Очень интересный спектакль «Петр Крымов» К. Финна поставила ленинградская актриса и режиссер Н. Рашевская. Исключительным успехом пользовался спектакль «Олеко Дундич» Каца и Ржешевского в постановке замечательного мастера советской сцены А. Дикого. Чрезвычайно эффектен был Оле­ ко — Познанский. Удивительные приключе­ ния этого «льва с сердцем ребенка» поста­ новщик и исполнитель показывали психо­ логически правдиво, с покоряющей досто­ верностью и изяществом. Очень хорош был в роли Серго Орджоникидзе Н. Михайлов и в роли Ходжича С. Бирюков. Многие сце­ ны режиссер решал «от противного», напол­ няя довольно средний драматургический ма­ териал свежестью сценических открытий. И в дальнейшем А. Дикий продолжал со­ трудничать с «Красным факелом». Его подпись в качестве художественного кон­ сультанта значилась на нескольких про­ граммах новых краснофакельских спектак­ лей. Артисты и технический персонал театра в годы войны, как и все граждане, проходи­ ли курс Всеобуча, сдавали зачеты по строе­ вой подготовке, материальной части оружия, штыковому бою и т. д. Командовал отдель­ ным взводом театра воентехник 2-го ранга, он же артист и режиссер «Красного факе­ ла», Н. Михайлов. В сохранившейся зачет­ ной ведомости против фамилий известных актеров стоят оценки, выставленные строгим экзаменатором: Аржанов А. М., штыковой бой — поср., химподготовка — хор. и т. д. Кроме занятий, касавшихся лишь муж­ ской части коллектива, все краснофакельцы до единого принимали участие в массовых воскресниках, выходили на стройку жилых бараков для рабочих. Редлих и Гончарова, Агаронова и Вячеславова, Михайлов и Се­ веров, Коростынев и Белоголовый — все, независимо от званий и положения, выходи­ ли с лопатами и ломами в руках. Новосибирск не забывал свой театр. По­ мимо материальной помощи, в газете «Со­ ветская Сибирь» постоянно печатались ре­ цензии на все новые спектакли, делались прогнозы на скорое возвращение. Наконец, крупнейший завод города Сибсельмаш выде­ лил из своих жилых фондов прекрасные квартиры и в качестве театрального поме­ щения предложил нижний этаж клуба имени К. Цеткин Краснофакельцы с радостью согласились и, не дожидаясь окончания пе­ реоборудования сцены, в апреле 1943 года вернулись в родной город. Весь коллектив включился в стройку театрального помеще­ ния Выносили строительный мусор и расчи­ щали строительную площадку, помогали от' Из беседы с Е. П. Кривошапкиной 26 ян- варя 190У г. Москва, делочникам и, вооружившись тряпками, мы- ли, скребли, чистили помещение. Заново строилась сцена, переоборудовался зритель­ ный зал на 700 мест. Предполагалось, что в дальнейшем, когда «Красный факел» займет свое основное помещение, здесь, в Киров­ ском районе, будет сохранен постоянно дей­ ствующий филиал театра. В июле спектаклем «Кремлевские куран­ ты» краснофакельцы начали новый сезон в новом помещении. Здесь шли «Фронт» и «Олеко Дундич», «Петр Крымов» и «Зыко­ вы». Готовился спектакль «Горе от ума». Ставил его режиссер, возглавлявший в годы войны Театр юного зрителя П. В. Цетне- рович. В феврале 1944 года «Красный факел» понес невосполнимую утрату — при автомо­ бильной катастрофе был смертельно ранен художественный руководитель театра заслу­ женный артист РСФСР С. Иловайский. Ему было 39 лет. Город потерял непередаваемо­ го Гамлета, Яго, Фирса, Богратиона, актера- философа, создателя галереи выдающихся образов современников. Коллектив лишился мудрого и заботливого наставника. Новый сезон 1944—45 годов театр начал с новым художественным руководителем П. В. Цетнеровичем. Непосредственный уче­ ник Вс. Мейерхольда, П. Цетнерович 10 лег проработал под его рушводством в качестве режиссера-лаборанта, потом был постанов­ щиком многих спектаклей в московских те­ атрах. Цетнерович стремился в своем твор­ честве не просто отражать жизнь, но пока­ зывать ее своими особыми художественными средствами, преломляя сквозь призму соб­ ственного мировоззрения. Во время репети­ ций «Горя от ума» режиссер активнейшим образом переосмысливал текст классической комедии, добиваясь современного ее зву­ чания. Премьера состоялась на своей собствен­ ной основной сцене — к тому времени ленин­ градцы вернулись в родной город, освобож­ денный от блокады. Первый спектакль после долгого перерыва. Радостная и торжествен­ ная атмосфера царила на премьере. В чем же увидел зритель той военной осени созвучие комедии Грибоедова своему времени? Режиссер вовсе не строил спек­ такль на любовании русскими характерами, русской речью, обычаями, что вошло было в обиход в годы войны и приносило театрам неизменный успех. Нет, воспитанник Мейер­ хольда, П. Цетнерович не мог обойти момент четкой социальной расстановки сил и ярко рисовал «прошедшего житья подлейшие черты», безжалостно изобличал барство и холопство, бюрократизм и лжелиберализм, невежество и солдафонство. Но зато в Чац­ ком постановщик постарался раскрыть ис­ тинно героические черты, воспел «торже­ ственное чувство победы, гордое сознание данного отпора» (Герцен). Именно идеала­ ми воинствующего гуманизма, любви к своему великому народу оказался близок Чацкий зрителям победной осени 1944 года. Н. Михайлов наделял Чацкого чертами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2