Сибирские огни № 09 - 1972
мители встали на ночную вахту: дождав шись окончания спектакля, расстилали на сцене холсты и ночи напролет писали де корации1. Большую творческую радость доставляло общение с приезжими режиссерами. Очень интересный спектакль «Петр Крымов» К. Финна поставила ленинградская актриса и режиссер Н. Рашевская. Исключительным успехом пользовался спектакль «Олеко Дундич» Каца и Ржешевского в постановке замечательного мастера советской сцены А. Дикого. Чрезвычайно эффектен был Оле ко — Познанский. Удивительные приключе ния этого «льва с сердцем ребенка» поста новщик и исполнитель показывали психо логически правдиво, с покоряющей досто верностью и изяществом. Очень хорош был в роли Серго Орджоникидзе Н. Михайлов и в роли Ходжича С. Бирюков. Многие сце ны режиссер решал «от противного», напол няя довольно средний драматургический ма териал свежестью сценических открытий. И в дальнейшем А. Дикий продолжал со трудничать с «Красным факелом». Его подпись в качестве художественного кон сультанта значилась на нескольких про граммах новых краснофакельских спектак лей. Артисты и технический персонал театра в годы войны, как и все граждане, проходи ли курс Всеобуча, сдавали зачеты по строе вой подготовке, материальной части оружия, штыковому бою и т. д. Командовал отдель ным взводом театра воентехник 2-го ранга, он же артист и режиссер «Красного факе ла», Н. Михайлов. В сохранившейся зачет ной ведомости против фамилий известных актеров стоят оценки, выставленные строгим экзаменатором: Аржанов А. М., штыковой бой — поср., химподготовка — хор. и т. д. Кроме занятий, касавшихся лишь муж ской части коллектива, все краснофакельцы до единого принимали участие в массовых воскресниках, выходили на стройку жилых бараков для рабочих. Редлих и Гончарова, Агаронова и Вячеславова, Михайлов и Се веров, Коростынев и Белоголовый — все, независимо от званий и положения, выходи ли с лопатами и ломами в руках. Новосибирск не забывал свой театр. По мимо материальной помощи, в газете «Со ветская Сибирь» постоянно печатались ре цензии на все новые спектакли, делались прогнозы на скорое возвращение. Наконец, крупнейший завод города Сибсельмаш выде лил из своих жилых фондов прекрасные квартиры и в качестве театрального поме щения предложил нижний этаж клуба имени К. Цеткин Краснофакельцы с радостью согласились и, не дожидаясь окончания пе реоборудования сцены, в апреле 1943 года вернулись в родной город. Весь коллектив включился в стройку театрального помеще ния Выносили строительный мусор и расчи щали строительную площадку, помогали от' Из беседы с Е. П. Кривошапкиной 26 ян- варя 190У г. Москва, делочникам и, вооружившись тряпками, мы- ли, скребли, чистили помещение. Заново строилась сцена, переоборудовался зритель ный зал на 700 мест. Предполагалось, что в дальнейшем, когда «Красный факел» займет свое основное помещение, здесь, в Киров ском районе, будет сохранен постоянно дей ствующий филиал театра. В июле спектаклем «Кремлевские куран ты» краснофакельцы начали новый сезон в новом помещении. Здесь шли «Фронт» и «Олеко Дундич», «Петр Крымов» и «Зыко вы». Готовился спектакль «Горе от ума». Ставил его режиссер, возглавлявший в годы войны Театр юного зрителя П. В. Цетне- рович. В феврале 1944 года «Красный факел» понес невосполнимую утрату — при автомо бильной катастрофе был смертельно ранен художественный руководитель театра заслу женный артист РСФСР С. Иловайский. Ему было 39 лет. Город потерял непередаваемо го Гамлета, Яго, Фирса, Богратиона, актера- философа, создателя галереи выдающихся образов современников. Коллектив лишился мудрого и заботливого наставника. Новый сезон 1944—45 годов театр начал с новым художественным руководителем П. В. Цетнеровичем. Непосредственный уче ник Вс. Мейерхольда, П. Цетнерович 10 лег проработал под его рушводством в качестве режиссера-лаборанта, потом был постанов щиком многих спектаклей в московских те атрах. Цетнерович стремился в своем твор честве не просто отражать жизнь, но пока зывать ее своими особыми художественными средствами, преломляя сквозь призму соб ственного мировоззрения. Во время репети ций «Горя от ума» режиссер активнейшим образом переосмысливал текст классической комедии, добиваясь современного ее зву чания. Премьера состоялась на своей собствен ной основной сцене — к тому времени ленин градцы вернулись в родной город, освобож денный от блокады. Первый спектакль после долгого перерыва. Радостная и торжествен ная атмосфера царила на премьере. В чем же увидел зритель той военной осени созвучие комедии Грибоедова своему времени? Режиссер вовсе не строил спек такль на любовании русскими характерами, русской речью, обычаями, что вошло было в обиход в годы войны и приносило театрам неизменный успех. Нет, воспитанник Мейер хольда, П. Цетнерович не мог обойти момент четкой социальной расстановки сил и ярко рисовал «прошедшего житья подлейшие черты», безжалостно изобличал барство и холопство, бюрократизм и лжелиберализм, невежество и солдафонство. Но зато в Чац ком постановщик постарался раскрыть ис тинно героические черты, воспел «торже ственное чувство победы, гордое сознание данного отпора» (Герцен). Именно идеала ми воинствующего гуманизма, любви к своему великому народу оказался близок Чацкий зрителям победной осени 1944 года. Н. Михайлов наделял Чацкого чертами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2