Сибирские огни № 09 - 1972
кой Отечественной войны. Известно, что к февралю 1943 года их число достигало 637'. Ну, а дальнейшее трудно поддается учету. Организатором и участником многих кон цертных бригад часто выступал Н. Коросты- нев. Перед бойцами, отправлявшимися на фронт, п^ред ранеными, на раскомандиров ках и в цехах выступали и старейшие масте ра театра — М. Халатова, М. Кириков, и мо лодежь — К. Бесова, К. Орлова, Т. Плотни кова, Е. Мокиенко. Бессменными участника ми концертов с постоянными пропусками на военные заводы были Н. Кудрявцев, А. Ав деев, Н. Северов. Вспоминает Киралина Орлова: «Вот и наш первый концерт в госпитале. На него мы пришли особенно собранными: ведь мы впервые встречались с ранеными, никто не знает, как это будет, все нервни чаем, очень сомневаемся в нужности своих концертов. Наконец, концерт начинается, идет он не так, как ¡все, а как-то приглушен но, более сердечно. Суровые, бледные лица бойцов и офицеров постепенно стали ожив ляться, а к концу концерта они дружно смеялись и аплодировали. Потом нам пре поднесли цветы. Мы поняли, что в госпита лях наши друзья, которым мы нужны, кото рые нас ждут»1 2. Вспоминает Татьяна Плотникова: «До сих пор удивляюсь — как нам хвата ло сил давать по стольку концертов в день? И ведь пела я не но одной вещи. Помнится, закончили мы выступление в госпитале, уста ли, собираемся домой, а к нам подходит врач: «Не могли бы вы дать концерт для одного больного...» Нет, я не осуждаю тех, кто отказался,— их тоже нужно понять, они очень устали. Но мы втроем с Катей Мо киенко и Кирой Орловой пошли в палату, где лежал наш единственный зритель. Им оказался танкист Валентин Родионов. Весь перебинтованный, как кукла, завидев нас, он отвернулся к стене. Мы переглянулись и не очень уверенно заиграли на гитаре. Спе ла я, потом спела Катя. Кира начала читать самые задушевные стихи из своего репер туара. Никакого впечатления. Потом после паузы услышали голос: «Я думал, сибиряки только на фронте настырные, а вы и в тылу... Вот что, девочки, ваши концерты мне ни к чему, а просто так приходите, буду рад». И мы приходили. Так часто, как позво ляло нам наше жестокое расписание. 9 янва ря в день рождения Валентина мы препод несли ему роскошный по тем временам по дарок — четвертинку водки и редьку. Вместе пили и пели. А когда мы уезжали из Про копьевска, Валентин провожал нас уже на собственных ногах. В госпитале так и говори ли — это ваш больной3. 1 Приказ № 35 по Новосибирскому областно му драматическому театру «Красный факел» за подписью директора Алексеева. Прокопьевск, 28 февраля 1943 г. 2 К. О р л о в а . Шефская работа. В кн. «Путь театра», Новосибирск, 1950, стр. 109. 3 Из беседы с Т. Плотниковой 22 марта 1971 г. Новосибирск. Вспоминает Екатерина Куршева: «В первые же дни войны я организовала наших краснофакельских актрис посещать курсы медсестер. Со .мной вместе обучались Белоголовая, Лебедева, Плотникова, Орло ва, но по различным причинам только мне одной удалось эти курсы закончить. Вскоре я была на фронте. Перевязки. Выносила ра неных с поля боя. За мой маленький рост забавно прозвали меня бойцы: «сестричка вне прицела». И в самом деле — трудно, ви дать, было попасть в меня, жива верну лась»1. Судьбы краснофакельцев, сливаясь, вос создают облик театра в целом. Скромными, но благородными поступками прославился весь коллектив. Об этом по сей день с чув ством глубокой признательности вспоминают ленинградцы. К осени 1941 года Новоси бирск принял и сохранял, как замечатель ную художественную ценность, Ленинград ский академический театр имени Пушкина с его прославленными ¡мастерами сцены. В Но восибирске базировался лучший в стране симфонический оркестр под управлением Е. Мравинского и Курта Зандерлинга, в железнодорожном клубе на станция Ин- ская — театр кукол под руководством С. Об разцова. На сцене ТЮЗа выступал Новый ТЮЗ под руководством ленинградского ре жиссера Б. Зона, здесь же гастролировал Государственный Еврейский театр (ГОСЕТ), Белорусский драматический театр, находи лась база джаз-оркестра Л. Утесова. Всем нашлись место, сценические площадки, квартиры. Ну а новосибирцы, как истинно госте приимные хозяева, уступив эвакуированным коллективам все, чем располагали, покинули город. В конце сентября 1941 года «Красный факел» ¡в полном составе переехал в г. Ста линой. Актерам театра имени Пушкина краснофакельцы предоставили свою сцену, свои квартиры со всей обстановкой и даже различной хозяйственной утварью. В Кузбассе театр жил напряженной творческой жизнью, которой не могли по мешать серьезные материальные затрудне ния на новом месте. С первых же дней ста ли давать концерты, по три подряд — для смен, выходящих на работу, и смен отрабо тавших. По воскресениям — три спектакля в театре. В апреле 1942 года театр переехал в г. Прокопьевск, поменявшись сценическими площадками с Московской опереттой Здесь все жили в бывшей инфекционной больни ц е— -низеньком здании барачного типа. По скольку овощей заготовить не успели (тогда все сажали картошку), то вскоре стало совсем голодно. На помощь пришел Ново сибирск — специально для краснофакельцев оттуда стали поступать дополнительные про дукты. Огорчала маленькая, плохо приспо собленная сцена. Подсобные помещения' за няты под жилье, поэтому художники-офор 1 Из беседы с Е. Куршевой 8 октября 1971 г* Новосибирск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2