Сибирские огни № 09 - 1972

кой Отечественной войны. Известно, что к февралю 1943 года их число достигало 637'. Ну, а дальнейшее трудно поддается учету. Организатором и участником многих кон­ цертных бригад часто выступал Н. Коросты- нев. Перед бойцами, отправлявшимися на фронт, п^ред ранеными, на раскомандиров­ ках и в цехах выступали и старейшие масте­ ра театра — М. Халатова, М. Кириков, и мо­ лодежь — К. Бесова, К. Орлова, Т. Плотни­ кова, Е. Мокиенко. Бессменными участника­ ми концертов с постоянными пропусками на военные заводы были Н. Кудрявцев, А. Ав­ деев, Н. Северов. Вспоминает Киралина Орлова: «Вот и наш первый концерт в госпитале. На него мы пришли особенно собранными: ведь мы впервые встречались с ранеными, никто не знает, как это будет, все нервни­ чаем, очень сомневаемся в нужности своих концертов. Наконец, концерт начинается, идет он не так, как ¡все, а как-то приглушен­ но, более сердечно. Суровые, бледные лица бойцов и офицеров постепенно стали ожив­ ляться, а к концу концерта они дружно смеялись и аплодировали. Потом нам пре­ поднесли цветы. Мы поняли, что в госпита­ лях наши друзья, которым мы нужны, кото­ рые нас ждут»1 2. Вспоминает Татьяна Плотникова: «До сих пор удивляюсь — как нам хвата­ ло сил давать по стольку концертов в день? И ведь пела я не но одной вещи. Помнится, закончили мы выступление в госпитале, уста­ ли, собираемся домой, а к нам подходит врач: «Не могли бы вы дать концерт для одного больного...» Нет, я не осуждаю тех, кто отказался,— их тоже нужно понять, они очень устали. Но мы втроем с Катей Мо­ киенко и Кирой Орловой пошли в палату, где лежал наш единственный зритель. Им оказался танкист Валентин Родионов. Весь перебинтованный, как кукла, завидев нас, он отвернулся к стене. Мы переглянулись и не очень уверенно заиграли на гитаре. Спе­ ла я, потом спела Катя. Кира начала читать самые задушевные стихи из своего репер­ туара. Никакого впечатления. Потом после паузы услышали голос: «Я думал, сибиряки только на фронте настырные, а вы и в тылу... Вот что, девочки, ваши концерты мне ни к чему, а просто так приходите, буду рад». И мы приходили. Так часто, как позво­ ляло нам наше жестокое расписание. 9 янва­ ря в день рождения Валентина мы препод­ несли ему роскошный по тем временам по­ дарок — четвертинку водки и редьку. Вместе пили и пели. А когда мы уезжали из Про­ копьевска, Валентин провожал нас уже на собственных ногах. В госпитале так и говори­ ли — это ваш больной3. 1 Приказ № 35 по Новосибирскому областно­ му драматическому театру «Красный факел» за подписью директора Алексеева. Прокопьевск, 28 февраля 1943 г. 2 К. О р л о в а . Шефская работа. В кн. «Путь театра», Новосибирск, 1950, стр. 109. 3 Из беседы с Т. Плотниковой 22 марта 1971 г. Новосибирск. Вспоминает Екатерина Куршева: «В первые же дни войны я организовала наших краснофакельских актрис посещать курсы медсестер. Со .мной вместе обучались Белоголовая, Лебедева, Плотникова, Орло­ ва, но по различным причинам только мне одной удалось эти курсы закончить. Вскоре я была на фронте. Перевязки. Выносила ра­ неных с поля боя. За мой маленький рост забавно прозвали меня бойцы: «сестричка вне прицела». И в самом деле — трудно, ви­ дать, было попасть в меня, жива верну­ лась»1. Судьбы краснофакельцев, сливаясь, вос­ создают облик театра в целом. Скромными, но благородными поступками прославился весь коллектив. Об этом по сей день с чув­ ством глубокой признательности вспоминают ленинградцы. К осени 1941 года Новоси­ бирск принял и сохранял, как замечатель­ ную художественную ценность, Ленинград­ ский академический театр имени Пушкина с его прославленными ¡мастерами сцены. В Но­ восибирске базировался лучший в стране симфонический оркестр под управлением Е. Мравинского и Курта Зандерлинга, в железнодорожном клубе на станция Ин- ская — театр кукол под руководством С. Об­ разцова. На сцене ТЮЗа выступал Новый ТЮЗ под руководством ленинградского ре­ жиссера Б. Зона, здесь же гастролировал Государственный Еврейский театр (ГОСЕТ), Белорусский драматический театр, находи­ лась база джаз-оркестра Л. Утесова. Всем нашлись место, сценические площадки, квартиры. Ну а новосибирцы, как истинно госте­ приимные хозяева, уступив эвакуированным коллективам все, чем располагали, покинули город. В конце сентября 1941 года «Красный факел» ¡в полном составе переехал в г. Ста­ линой. Актерам театра имени Пушкина краснофакельцы предоставили свою сцену, свои квартиры со всей обстановкой и даже различной хозяйственной утварью. В Кузбассе театр жил напряженной творческой жизнью, которой не могли по­ мешать серьезные материальные затрудне­ ния на новом месте. С первых же дней ста­ ли давать концерты, по три подряд — для смен, выходящих на работу, и смен отрабо­ тавших. По воскресениям — три спектакля в театре. В апреле 1942 года театр переехал в г. Прокопьевск, поменявшись сценическими площадками с Московской опереттой Здесь все жили в бывшей инфекционной больни­ ц е— -низеньком здании барачного типа. По­ скольку овощей заготовить не успели (тогда все сажали картошку), то вскоре стало совсем голодно. На помощь пришел Ново­ сибирск — специально для краснофакельцев оттуда стали поступать дополнительные про­ дукты. Огорчала маленькая, плохо приспо­ собленная сцена. Подсобные помещения' за­ няты под жилье, поэтому художники-офор­ 1 Из беседы с Е. Куршевой 8 октября 1971 г* Новосибирск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2