Сибирские огни № 09 - 1972
воплощением наметившейся было линии на помпезное, идеализированное возвеличива ние личности в истории. Для постановщика П. В. Цетнеровича в Иване Грозном виделся «талантливый дипломат, великий государственный дея тель», у этого человека широкий орлиный взор. Он замыслил «невидимое, небывалое». Полную реабилитацию получили в режис серском замысле и опричники, «храбрые воины, сознательные патриоты, любящие своего государя, понимающие его замыслы».1 Сегодня нам ясно, насколько далека пьеса А. Толстого и ее видение постановщи ком от подлинного историзма. Но в те вре мена идеализация Грозного объявлялась «важным достижением передовой советской науки». В. Макаров, исполнявший роль Грозного, в соответствии с замыслом рисовал образ многогранно. Он был «проникновенно лири чен и мягок в сценах с Марьей Темрюковнон, неудержимо гневен, страстен и порывист в сценах с боярами, необычайно прозорлив и мудр в сценах глубоких размышлений над судьбами своей Родины»* 2. Единственный упрек, который бросил ре цензент в адрес исполнителя, сводился к тому, что актер недостаточно сильно и не везде показывает величие Грозного, в ■силу чего «некоторые эпизоды спектакля приобретают чрезмерно бытовую окраску». Этот «недостаток» предыдущего исполнителя учел Н. Михайлов и показал своего Гроз ного, от начала и до конца, в любых про явлениях — и в любви к Марье, и в ненави сти к врагам — в «ярком, открытом вели чии», за которое так ратовал критик Л. Левин. Несмотря на ошибочность общей поста новочной концепции, обусловленной прежде всего драматургической основой, в спектакле было много ярких находок. Впервые со всей полнотой прозвучало здесь дарование В. Ка пустиной. Надолго запомнилась ее Марья Темрюковна в столкновении с Ефросиньей Старицкой (Э. Шиловская), когда Марья, гордая и сильная орлица, презрением и гне вом обливала умную и злую противницу. Одним из самых ярких образов спектакля стал почти бессловесный образ Владимира Старицкого, тщеславного и слабодушного претендента на русский престол, в исполне нии С. Галуза. Пользуясь консультациями историков, архитекторов и художников, вы разительные, исторические доподлинные де корации сделал П. Коваленко. Так складывался репертуар «Красного факела» в годы Великой Отечественной вой ны. Коллектив жил едиными устремлениями со всем народом и на лучших примерах из прошлого и сегодняшнего страны показывал образцы любви к Родине, ненависти к за хватчикам. П. Ц е т н е р о в и ч . Накануне нового се зона. «Советская Сибирь», 21 сентября 1945 г. 2 Л. Л е в и н . Великая русская душа, «Со ветская Сибирь», 27 ноября 1945 г. Знали советские люди, что война неиз бежна, что она приближается. Готовились к ее испытаниям, закаляли волю, изучали военное дело, воспитывали в молодежи вы сочайший патриотизм, жили, отказывая себе, лишь бы росла оборонная мощь страны. И все же начало войны ошеломило. Не ве рилось, что мирная жизнь ушла на долгие годы. Митинг в связи с объявлением военного положения в «Красном факеле» прошел с подъемом. Решили весь репертуар строить исключительно на оборонной и антифашист ской тематике. Тотчас появились концертные бригады по обслуживанию мобилизационных участков, воинских частей и агитучастков города. Начали готовить специальный репер туар. В него включили антифашистские одно актные пьесы, интермедии, монтаж. На фа саде театра и над сценой заалели тревожно призывные плакаты, появились щиты сводок ТАСС, Совинформбюро. В фойе совместно с областным музеем развернута была вы ставка военной истории Советского Союза. По единодушному решению коллектива в Фонд Обороны стал ежемесячно отчисляться двухдневный заработок. 11 августа, в свой выходной день, краснофакельцы дали спек такль, весь сбор от которого поступил в Фонд Обороны. Многие работники театра сдали в Фонд Обороны золотые часы, кольца, броши, облигации государственных займов. Цветы из знаменитого цветника режиссера В. Дени продавались в театре. Уже первый день дал в Фонд Обороны 130 рублей, один из зри телей Н. И. Ширяев, купив цветы, дополни тельно внес 50 рублей. Таким было самое начало. Вскоре кол лектив уменьшился на 25 человек, призван ных в армию. Мобилизованы были и моло дые актеры, четверо из них пали смертью храбрых. Вот их имена: Иван Ботвенко, Михаил Жабко, Александр Мокиенко, Ни колай Шокин. Краснофакельцы жили одними радостями и одними болями со всей страной. Жена Шокина, Татьяна Плотникова, в день полу чения похоронной репетировала, как всегда. Должна была в «Олеко Дундиче» лихо пля сать. Пыталась, но не выходило. Режиссер А. Дикий требовал все новых повторов, сердился. Но когда узнал, в чем дело, прекра тил репетицию, подошел к Тане и позвал прогуляться. Долго шли молча, потом Алек сей Денисович негромко начал читать стихи: «Острою секирой ранена береза...». Вечером Плотникова выступала в очередном кон церте. Подошел один из зрителей — раненый воин: «Почему вы поете шуточные вещи, а плакать хочется?» Только тут не выдержала актриса и, уткнувшись в больничный халат солдата, долго и безутешно рыдала. В день получения похоронной Т. И. Ло моносова, мать погибшего единственного сына, играла в «Кремлевских курантах». За кулисами, ожидая ее возвращения со сцены, стояли с валерианкой. Никто не подсчитал количества концер тов, данных краснофакельцами в дни Вели-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2