Сибирские огни № 09 - 1972

воплощением наметившейся было линии на помпезное, идеализированное возвеличива­ ние личности в истории. Для постановщика П. В. Цетнеровича в Иване Грозном виделся «талантливый дипломат, великий государственный дея­ тель», у этого человека широкий орлиный взор. Он замыслил «невидимое, небывалое». Полную реабилитацию получили в режис­ серском замысле и опричники, «храбрые воины, сознательные патриоты, любящие своего государя, понимающие его замыслы».1 Сегодня нам ясно, насколько далека пьеса А. Толстого и ее видение постановщи­ ком от подлинного историзма. Но в те вре­ мена идеализация Грозного объявлялась «важным достижением передовой советской науки». В. Макаров, исполнявший роль Грозного, в соответствии с замыслом рисовал образ многогранно. Он был «проникновенно лири­ чен и мягок в сценах с Марьей Темрюковнон, неудержимо гневен, страстен и порывист в сценах с боярами, необычайно прозорлив и мудр в сценах глубоких размышлений над судьбами своей Родины»* 2. Единственный упрек, который бросил ре­ цензент в адрес исполнителя, сводился к тому, что актер недостаточно сильно и не везде показывает величие Грозного, в ■силу чего «некоторые эпизоды спектакля приобретают чрезмерно бытовую окраску». Этот «недостаток» предыдущего исполнителя учел Н. Михайлов и показал своего Гроз­ ного, от начала и до конца, в любых про­ явлениях — и в любви к Марье, и в ненави­ сти к врагам — в «ярком, открытом вели­ чии», за которое так ратовал критик Л. Левин. Несмотря на ошибочность общей поста­ новочной концепции, обусловленной прежде всего драматургической основой, в спектакле было много ярких находок. Впервые со всей полнотой прозвучало здесь дарование В. Ка­ пустиной. Надолго запомнилась ее Марья Темрюковна в столкновении с Ефросиньей Старицкой (Э. Шиловская), когда Марья, гордая и сильная орлица, презрением и гне­ вом обливала умную и злую противницу. Одним из самых ярких образов спектакля стал почти бессловесный образ Владимира Старицкого, тщеславного и слабодушного претендента на русский престол, в исполне­ нии С. Галуза. Пользуясь консультациями историков, архитекторов и художников, вы­ разительные, исторические доподлинные де­ корации сделал П. Коваленко. Так складывался репертуар «Красного факела» в годы Великой Отечественной вой­ ны. Коллектив жил едиными устремлениями со всем народом и на лучших примерах из прошлого и сегодняшнего страны показывал образцы любви к Родине, ненависти к за­ хватчикам. П. Ц е т н е р о в и ч . Накануне нового се­ зона. «Советская Сибирь», 21 сентября 1945 г. 2 Л. Л е в и н . Великая русская душа, «Со­ ветская Сибирь», 27 ноября 1945 г. Знали советские люди, что война неиз­ бежна, что она приближается. Готовились к ее испытаниям, закаляли волю, изучали военное дело, воспитывали в молодежи вы­ сочайший патриотизм, жили, отказывая себе, лишь бы росла оборонная мощь страны. И все же начало войны ошеломило. Не ве­ рилось, что мирная жизнь ушла на долгие годы. Митинг в связи с объявлением военного положения в «Красном факеле» прошел с подъемом. Решили весь репертуар строить исключительно на оборонной и антифашист­ ской тематике. Тотчас появились концертные бригады по обслуживанию мобилизационных участков, воинских частей и агитучастков города. Начали готовить специальный репер­ туар. В него включили антифашистские одно­ актные пьесы, интермедии, монтаж. На фа­ саде театра и над сценой заалели тревожно­ призывные плакаты, появились щиты сводок ТАСС, Совинформбюро. В фойе совместно с областным музеем развернута была вы­ ставка военной истории Советского Союза. По единодушному решению коллектива в Фонд Обороны стал ежемесячно отчисляться двухдневный заработок. 11 августа, в свой выходной день, краснофакельцы дали спек­ такль, весь сбор от которого поступил в Фонд Обороны. Многие работники театра сдали в Фонд Обороны золотые часы, кольца, броши, облигации государственных займов. Цветы из знаменитого цветника режиссера В. Дени продавались в театре. Уже первый день дал в Фонд Обороны 130 рублей, один из зри­ телей Н. И. Ширяев, купив цветы, дополни­ тельно внес 50 рублей. Таким было самое начало. Вскоре кол­ лектив уменьшился на 25 человек, призван­ ных в армию. Мобилизованы были и моло­ дые актеры, четверо из них пали смертью храбрых. Вот их имена: Иван Ботвенко, Михаил Жабко, Александр Мокиенко, Ни­ колай Шокин. Краснофакельцы жили одними радостями и одними болями со всей страной. Жена Шокина, Татьяна Плотникова, в день полу­ чения похоронной репетировала, как всегда. Должна была в «Олеко Дундиче» лихо пля­ сать. Пыталась, но не выходило. Режиссер А. Дикий требовал все новых повторов, сердился. Но когда узнал, в чем дело, прекра­ тил репетицию, подошел к Тане и позвал прогуляться. Долго шли молча, потом Алек­ сей Денисович негромко начал читать стихи: «Острою секирой ранена береза...». Вечером Плотникова выступала в очередном кон­ церте. Подошел один из зрителей — раненый воин: «Почему вы поете шуточные вещи, а плакать хочется?» Только тут не выдержала актриса и, уткнувшись в больничный халат солдата, долго и безутешно рыдала. В день получения похоронной Т. И. Ло­ моносова, мать погибшего единственного сына, играла в «Кремлевских курантах». За кулисами, ожидая ее возвращения со сцены, стояли с валерианкой. Никто не подсчитал количества концер­ тов, данных краснофакельцами в дни Вели-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2