Сибирские огни № 09 - 1972

артист где-то, в чем-то будет неправдив, развеивалось от сцены к сцене. Немощный старик с бельмом на глазу, одетый отнюдь не с маршальским блеском, сидел в кресле, и, кажется, его клонило в сон. Шел совет в Филях. «Русские генералы волнуются. Ре­ шается судьба Москвы. Каждое слово на совете, произнесенное против отступления от Москвы, разносится тысячекратным эхо в зрительном зале. Кутузов молчит. Но вот он, наконец, заговорил. М. Кириков только слегка при этом поворачивает голову в сто­ рону зрителей: ■— Я властью, данной государем, при­ казываю отступать! Россия — не одна Москва! И зритель, даже вопреки собственным настроениям, незаметно для себя начинает верить этим решительным словам фельдмар­ шала».1 Неистовым громом аплодисментов сопро­ вождалась реплика Кутузова: «Немедля наступать приказываю я», Слова «наступле­ ние» ждала вся страна. Крупной актерской победой было исполнение С. Иловайским роли Багратиона. Когда смертельно ранен­ ный князь, лежа на носилках, обращался к защищающим Семеновские флеши русским солдатам, казалось, что к зрителям «Крас­ ного факела» — сталеварам, доменщикам, листопрокатчикам Кузнецкого завода — об­ ращен этот завет: «Отдайте жизнь! Но роди­ ны и чести не отдавайте никому!» «Никогда не забуду,— вспоминала В. Ред- лих, постановщик спектакля,— как произно­ сил Кириков слова Кутузова: «Москва оставлена французскими войсками, Россия спасена!» Что творилось в зале! Какую бу­ рю аплодисментов вызывали эти слова!» Чувства гордости своим прошлым и уве­ ренность в будущем, в том, что не было, нет и не будет силы, которая покорила бы рус­ скую землю, пробуждал спектакль. Для репертуарной политики «Красного факела» в годы войны становится характер­ ным два полярных направления: серьезные драматические произведения патриотическо­ го содержания соседствуют с веселыми ко­ медиями и водевилями. Почти одновремен­ но с «Фельдмаршалом Кутузовым» выходит водевиль Д. Ленского «Лев Гурыч Синич­ кин». Поставил его и сочно, с великолепным ощущением жанра, сыграл центральную роль М. Кириков. Роль его дочери Лизы за­ дорно исполняла Е. Агаронова. Это был первый опыт театра — показать веселый спектакль в суровые дни, поэтому все очень волновались — уместно ли? В программе, как бы извиняясь, поместили целое исследо­ вание— рассказали об истории создания во­ девиля со множеством ссылок на Белинско­ го, Пушкина, указали на социальную подо­ плеку жизни актеров в те времена, «когда театральными нравами и общественными вкусами заправляли графы Зефировы и 1 Ц. П л о т к и н. «Фельдмаршал Кутузов» на сцене «Красного факела», «Советская Си­ бирь», П января 1942 г. князья Ветринские, видевшие в театре толь­ ко средство для удовлетворения своих низ­ менных инстинктов». И все это ради того, чтобы доказать, что и в годы войны возмо­ жен смех. Но не было лучшего аргумента тому, чем зрительский прием. Шахтеры и воинские части, формировавшиеся для фронта, находили в театре не только заряд­ ку воли и мужества, но и минуты отдыха, веселья в суровом напряжении времени. В дальнейшем театр уже сознательно строит репертуар из расчета чередования драмы и комедии. Ставится лучшая драма­ тическая пьеса военных лет «Русские люди» К. Симонова и лучшая сатирическая коме­ дия «Фронт» А. Корнейчука. С успехом шли спектакли «Петр Крымов» К. Финна, «Встреча в темноте» Ф. Кнорре, «Олеко Дун­ дич» А. Ржешевского и М. Каца, «Сталин­ градцы» Ю. Чепурина, «Так и будет» К. Си­ монова. В основе их — пьесы серьезные, насыщенные драматическими коллизиями. Но рядом, с неменьшим успехом, шли ко­ медии. Охотно смеялись зрители на спек­ такле «Раскинулось море широко» Вс. Виш­ невского, А. Крона и Вс. Азарова. Ясно, звонко прозвучала история любовных при­ чуд, история о том, как светлое чувство победило сословные предрассудки («Собака на сене» Лопе де Вега). Из арсенала про­ шлых лет краснофакельцы пустили в ход «Чужого ребенка» В. Шкваркина. И вот люди после 12— 14 часов работы за стан­ ком, отстоявшие очередь за скудноватым военным пайком, покатывались со смеху, следя за недоразумениями с определением «авторства» ребенка. Спектакль был показан в госпитале. От имени раненых бойцов и офицеров эвакогос­ питаля 3609 Хлебников, Рагозин, Кощеев и другие 24 апреля 1942 года написали отзыв- рецензию, где отметили «юмор, глубокий смысл и злободневное (!) содержание пьесы Шкваркина». Четким языком военных сво­ док бойцы писали: «Артисты создали ориги­ нальные и незабываемые образы и высоким мастерством искусства всецело овладели зрителями, от начала до конца постановки держали их в своих руках и заставляли разражаться мощными взрывами несмолкае­ мого хохота». Отзыв людей, недавно слы­ шавших совсем иные «мощные несмолкае­ мые взрывы», был лучшей оценкой для артистов. А относительно вынужденного от­ сутствия декорации, что на первых порах очень смущало актеров при выступлениях на случайных площадках, то в том же отзы­ ве содержался убедительный ответ: «Своей игрой артисты заставляли работать наше воображение. Когда Караулова (М. Халато- ва) говорит про окружающие деревья, то она делает рукой такой жест и говорит та­ ким тоном, что невольно представляешь присутствие деревьев». К числу краснофакельеких спектаклей, призванных дать людям отдых, зарядку ве­ селья, примыкали детская сказка «Малень­ кий. Мук» В. Гауф (режиссер Н Коросты- нев) и блистательная «Хозяйка гостиницы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2