Сибирские огни № 09 - 1972

юскямжтво Л. БАЛАНДИН 9УОм6ирский М Х А Т “ «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ* Никто ие верил, что это надолго. Ждали, что наши части остановят фашистов и дви­ нутся вперед. На митинге решено было в са­ мые сжатые сроки поставить патриотиче­ ский спектакль. Уже 17 июля В. Дени вместе с художником С. Белоголовым сдают премьеру — «Парень из нашего города» К. Симонова. Спектаклем, «мобилизующим волю и чув­ ства зрителей на беззаветную борьбу с фа­ шистскими ордами Гитлера», называют пер­ вую постановку военных лет Г. Павлов.2 Го­ рячие симпатии вызывает Луконин-Н. Михай­ лов, волжский паренек, чей необузданный характер шлифует и закаляет Красная Армия. Впрочем, сложности духовного ро­ ста героя, процесс преодоления собственных недостатков не очень ярко выявлены в спек­ такле. Время требовало четких линий и конфликтов, без полутонов и психологиче­ ских нюансов. Поэтому в восприятии зрите­ лей на первом плане оказывались мужество танкиста, его готовность во имя Родины со­ вершить геройский поступок. С мягким юмором играл С. Иловайский профессора-хирурга Бурмина. Немного не­ уклюжий, застенчивый, он постоянно сосре­ доточен на своих мыслях и с виду совсем не героичен. Но, попав в боевую обстановку, Бурмин проявлял мужество, находчивость, деловое спокойствие и погибал, как подлин­ ный герой. Очень хорош был В. Нечаев в роли жиз­ нерадостного и доблестного капитана Гу- лиашвили. Как видим, «Красному факелу» не потре­ бовалось много времени для перестройки на военный лад. Военно-патриотическая тема давно уже заняла подобающее место в его репертуаре. Театр вступил в войну в моби­ лизационной готовности, потому что чутко 1 Окончание. Начало в № 8. 1 Г. П а в л о в . Патриотический спектакль. «Советская Сибирь», 20 и ю л я 1941 г. слышал свое время, шел в ногу со своим на­ родом и выражал его коренные интересы. «Советские театры вместе со всеми трудя­ щимися Советского Союза должны работать на оборону страны, средствами искусства по­ дымая боевой дух народа и зовя его на борь­ бу с врагом» — от имени всего красно- факельского коллектива писал его художе­ ственный руководитель.* 1 «Все для фронта, все для победы!» От­ ныне это единственный девиз театра. Гото­ вится спектакль «Ключи Берлина» К. Финна и М. Гуса. В пьесе рассказывается о войне России с Фридрихом II, о взятии русскими войсками Берлина. Одновременно ведется работа над антифашистской пьесой Ш. Гер- гея и О. Литовского «Мой сын». В реперту­ арном плане — «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Пархоменко» В. Иванова, «В степях Украины» А. Корнейчука и «Глу­ бокая разведка» А. Крона. Пройдет время, и новые пьесы, рассказывающие о Великой Отечественной войне, заставят театр изме­ нить прежние замыслы, время продиктует необходимость включения комедий. Будет отдана дань и настроениям «шапкозакида­ тельства», — подобно многим театрам, «Крас­ ный факел» в разгар оборонительных боев, когда советские батальоны отступали на восток, показывал пьесу Г. Мдивани «Ба­ тальон идет на запад». Но главный девиз театра приведет и к серьезным творческим победам. Большую патриотическую роль сыграл один из лучших краснофакельских спектак­ лей периода Великой Отечественной войны «Фельдмаршал Кутузов». Премьера состоя­ лась в г. Сталинске, в ночь под новый, 1942 год, в те незабываевые дни, когда стремительное наступление советских войск под Москвой похоронило миф о непобеди­ мости фашистской армии. С глубочайшим вниманием следили зри­ тели за каждым жестом, движением, сло­ вом Кутузова — М. Кирикова. Опасение, что 1 С. И л о в а й с к и й , Патриотическая тема на сцене. «Советская Сибирь», 9 и юля 1941 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2