Сибирские огни № 09 - 1972
юскямжтво Л. БАЛАНДИН 9УОм6ирский М Х А Т “ «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ* Никто ие верил, что это надолго. Ждали, что наши части остановят фашистов и дви нутся вперед. На митинге решено было в са мые сжатые сроки поставить патриотиче ский спектакль. Уже 17 июля В. Дени вместе с художником С. Белоголовым сдают премьеру — «Парень из нашего города» К. Симонова. Спектаклем, «мобилизующим волю и чув ства зрителей на беззаветную борьбу с фа шистскими ордами Гитлера», называют пер вую постановку военных лет Г. Павлов.2 Го рячие симпатии вызывает Луконин-Н. Михай лов, волжский паренек, чей необузданный характер шлифует и закаляет Красная Армия. Впрочем, сложности духовного ро ста героя, процесс преодоления собственных недостатков не очень ярко выявлены в спек такле. Время требовало четких линий и конфликтов, без полутонов и психологиче ских нюансов. Поэтому в восприятии зрите лей на первом плане оказывались мужество танкиста, его готовность во имя Родины со вершить геройский поступок. С мягким юмором играл С. Иловайский профессора-хирурга Бурмина. Немного не уклюжий, застенчивый, он постоянно сосре доточен на своих мыслях и с виду совсем не героичен. Но, попав в боевую обстановку, Бурмин проявлял мужество, находчивость, деловое спокойствие и погибал, как подлин ный герой. Очень хорош был В. Нечаев в роли жиз нерадостного и доблестного капитана Гу- лиашвили. Как видим, «Красному факелу» не потре бовалось много времени для перестройки на военный лад. Военно-патриотическая тема давно уже заняла подобающее место в его репертуаре. Театр вступил в войну в моби лизационной готовности, потому что чутко 1 Окончание. Начало в № 8. 1 Г. П а в л о в . Патриотический спектакль. «Советская Сибирь», 20 и ю л я 1941 г. слышал свое время, шел в ногу со своим на родом и выражал его коренные интересы. «Советские театры вместе со всеми трудя щимися Советского Союза должны работать на оборону страны, средствами искусства по дымая боевой дух народа и зовя его на борь бу с врагом» — от имени всего красно- факельского коллектива писал его художе ственный руководитель.* 1 «Все для фронта, все для победы!» От ныне это единственный девиз театра. Гото вится спектакль «Ключи Берлина» К. Финна и М. Гуса. В пьесе рассказывается о войне России с Фридрихом II, о взятии русскими войсками Берлина. Одновременно ведется работа над антифашистской пьесой Ш. Гер- гея и О. Литовского «Мой сын». В реперту арном плане — «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Пархоменко» В. Иванова, «В степях Украины» А. Корнейчука и «Глу бокая разведка» А. Крона. Пройдет время, и новые пьесы, рассказывающие о Великой Отечественной войне, заставят театр изме нить прежние замыслы, время продиктует необходимость включения комедий. Будет отдана дань и настроениям «шапкозакида тельства», — подобно многим театрам, «Крас ный факел» в разгар оборонительных боев, когда советские батальоны отступали на восток, показывал пьесу Г. Мдивани «Ба тальон идет на запад». Но главный девиз театра приведет и к серьезным творческим победам. Большую патриотическую роль сыграл один из лучших краснофакельских спектак лей периода Великой Отечественной войны «Фельдмаршал Кутузов». Премьера состоя лась в г. Сталинске, в ночь под новый, 1942 год, в те незабываевые дни, когда стремительное наступление советских войск под Москвой похоронило миф о непобеди мости фашистской армии. С глубочайшим вниманием следили зри тели за каждым жестом, движением, сло вом Кутузова — М. Кирикова. Опасение, что 1 С. И л о в а й с к и й , Патриотическая тема на сцене. «Советская Сибирь», 9 и юля 1941 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2